За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее положение на внутреннем и мировом рынках тесно связано с отражением способности экономических, политических и правовых и институтов государства защищать интересы национальных хозяйственных традиций и ценностей своих субъектов. В этом и есть суть понятия «экономическая безопасность страны». Мнения о том, что возрождение России тесно связано с обеспечением экономической безопасности страны привлекают к себе внимание ученых, политических деятелей, население. Такое внимание не случайно. Попытки преуменьшить грозящие опасности - недопустимы. Значительна и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Как показывает мировой опыт это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому объект исследования - национальная хозяйственная система страны, предмет исследования - социально - экономические процессы воспроизводства в национальной экономике, цель работы - рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Экономическая безопасность затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики это часть общей системы национальной безопасности страны. Следовательно, ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Социально-экономические, политические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования после-социалистического экономического пространства, затрагивают весь комплекс отношений и структур в области международной и национальной безопасности и носят фундаментальный характер. Рассматривая их долговременные стратегические аспекты, то можно объективно выделить следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике:
переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;
движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;
дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.
Cразу после распада СССР складываться концепция национальной безопасности нового демократического суверенного государства. Закон РФ «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы сформулировавший понятия безопасности, жизненно важных интересов личности, общества, государства, был принят в 1992 г. Государство, которое действует в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти названо основным субъектом обеспечения безопасности. Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства определяются как угрозы безопасности. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности .
Определено, что безопасность обеспечивается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам государства, общества, личности, а также проведением единой государственной политики в этой области.
Принципов обеспечения безопасности закона от 1992 г.: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; интеграция с международными системами безопасности; взаимная ответственность государства, общества и личности по обеспечению безопасности.
В 1994 г. начинается разработка концепции экономической безопасности, как Государственной стратегии экономической безопасности РФ.
В период 1995-1997 гг. разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются приоритеты, цели, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Государство, руководствуясь концепцией и стратегией, получило возможность разрабатывать долгосрочные программы и прогнозы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.
Экономическая политика стимулирования предложения
Совокупное предложение - это общее количество конечных
товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это
понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего
продукта.
Совокупное предложение находится в зависимости от уров ...
Амортизация в экономике и способы ее расчета
За последнее время все основные средства всех
сфер производства морально и физически устарели, поэтому рассмотрение вопроса
учета амортизации основных средств сегодня как никогда актуально. Значимость
курсовой работы обусловлена поиском оптимальной концепции амортизации для
...