image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Совокупное предложение, кривая совокупного предложения

Совокупное предложение - это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен.

В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения AS имеет несколько иную форму (рис. 1.1).

Чем объясняется такая конфигурация кривой AS? Дело в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных состояния: неполной занятости: приближающееся к полной занятости; полной занятости. На кривой AS можно выделить три участка:

а) горизонтальный, или кейнсианский;

б) восходящий, или промежуточный;

в) вертикальный, или классический.

Рис. 1.1. Кривая совокупного предложения AS

Горизонтальный, или кейнсианский, участок характеризуется тем, что на нем все факторы производства используются не полностью. Существуют не задействованные в процессе производства мощности, сырье, рабочая сила. По мере увеличения объемов производства свободные факторы вовлекаются в процесс производства, не оказывая существенного влияния на уровень цен, он остается стабильным. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (на рис. 1.1 он обозначен как Y1). После объема производства, равного Y1, состояние экономики начнет меняться.

Восходящий характер кривой предложения S выражает основное содержание закона предложения - чем выше цена, тем больше объем предложения.

Данную причинно-следственную зависимость следует рассматривать как важную экономическую предпосылку, необходимую для наращивания объема производства. Поэтому следует рассмотреть ее более подробно.

Первоначально увеличение объемов производства обеспечивается за счет дозагрузки имеющихся (резервных) производственных мощностей. При этом могут вводиться дополнительные смены, сокращаются любые простои (внутрисменные и т.п.). Даже небольшое увеличение цены стимулирует значительный прирост объемов производства. Но резервы такого рода всегда ограничены.

Исчерпание резервов подобного рода потребовало введения в строй дополнительных производственных мощностей. Не исключено, что на полюсе производителя появятся новые фирмы, которые располагают не столь уж и современными технологиями, вынуждены использовать менее выгодные условия производства. Возможно, кое-кому из них потребуется дорогостоящая переналадка оборудования. К тому же новым производителям могут достаться менее пригодные материальные ресурсы, которые придется приобретать на рынке факторов производства по более высоким ценам. Все это приводит к тому, что дальнейшее увеличение объема предложения будет сопровождаться заметным ростом индивидуальных издержек производства. Поэтому производители продукции объективно нуждаются в более высоких ценах [8, c. 141].

Таким образом, чем выше цена, тем выше доходы производителя от реализации продукции, тем более выгодными становятся экономические условия производства, тем больше финансовых возможностей компенсировать возросшие затраты.

Дальнейшее повышение цены продолжает стимулировать деловую активность, подводит под нее соответствующий экономический фундамент. Вместе с тем резервы наращивания объемов производства товара исчерпываются. Поэтому на кривой предложения выделяют не только первый и второй участок, но и третий участок. Особенность данного отрезка кривой предложения состоит в том, что даже весьма значительное увеличение цены приводит лишь к небольшому приросту объемов предложения. Т.е. поставщики наталкиваются, в конечном счете, на предел своих производственных возможностей.

Перераспределение экономических ресурсов с производства одного продукта в пользу другого сопровождается ростом вмененных издержек производства. Т.е. в условиях ограниченных ресурсов приходится считаться с тем, что производство каждой дополнительной единицы продукта обходится все дороже и дороже. Теперь настало время определить механизм компенсации возрастающих издержек производства.

На практике, безусловно, все значительно сложнее. События могут протекать по особому сценарию. Но вогнутый отрезок кривой предложения S отражает тот факт, что первоначально даже небольшое изменение цены заметно стимулирует загрузку свободных мощностей, причем достаточно производительных, вызывает значительный прирост объема предложения. Но ситуация, как мы видели, резко меняется. Приходится считаться с ростом издержек производства. Ни о каком дальнейшем приросте объема предложения не может быть и речи, если рыночная цена не будет способна компенсировать производителю возросшие издержки производства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и статьи

Экономическое обоснование создания Клуба любителей музыки
Информационные системы являются программным продуктом. В зависимости от предметной области информационные системы могут значительно различаться по своим функциям. Целью данного курсового проекта является определения классификации информационного проекта и его технологий. ...

Анализ и совершенствование деятельности организации (на примере ООО Морозов)
Для обеспечения эффективного функционирования организации требуется экономически грамотное управление её деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, обосновываются бизнес-планы, принимаются управленч ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги