image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Эластичность спроса: понятие, измерение, факторы эластичности по цене

Коэффициенты эластичности спроса по цене

Эластичность (англ., elasticity) спроса по цене характеризует степень реакции приобретаемого количества товара на колебания рыночной цены. Ценовая эластичность определяется относительными изменениями объемов и цен товаров и не зависит от того, в каких единицах она измеряется.

Для определения эластичности спроса на товар по цене используются коэффициенты эластичности. Различают следующие коэффициенты эластичности.

. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене. Он характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%:

Еа=ДQa/ДРа,

Где Е- коэффициент прямой эластичности по цене данного товара;

ДQa - изменение объема спроса на товар А в процентах;

ДРa- изменение ценs на товар А в процентах.

Следует учитывать, что действие закона спроса приводит к тому, что значение коэффициента прямой эластичности - величина отрицательная. Вследствие этого перед формулой, по которой он рассчитывается, обычно ставится знак «минус», с тем, чтобы получить положительную величину. Однако такой подход не соответствует общему определению эластичности функции, поэтому обычно знак «минус» перед числовым значением коэффициента эластичности игнорируется и он определяется по модулю. В случае, если закон спроса не выполняется (товар Гиффена), коэффициент эластичности спроса по цене положителен.

Влияние эластичности на поведение потребителей. Если спрос совершенно эластичный, то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при Повышении цены - полное 1ью отказываются от товара. При эластичном спросе при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении - снижается в более значительных размерах, чем цена. При единичной эластичности объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении. Если спрос неэластичный, го при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении - увеличивается более медленно, чем падает цена, При совершенно неэластичном спросе при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется.

. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Этот коэффициент показывает относительное изменение объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара:

АВ= ДQa/ ДРв

где EАВ - коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене;

ДQa - изменение спроса на товар А в процентах;

ДРв - изменение цен на товар Вв процентах.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если Е> О, то такие товары называются взаимозаменяемыми. Если Е< 0, то товары являются взаимодополняющими (комплементарным), т.е. при повышении цены одною топора спрос па другой падает. Если Е = 0, то товары называют независимыми, т.е. изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован дня характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса па оба товара.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и статьи

Экономическая эффективность разработки электронных модулей
(от англ. Scalable Vector Graphics - масштабируемая векторная графика) - язык разметки масштабируемой векторной графики, созданный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) и входящий в подмножество расширяемого языка разметки XML, предназначен для описания двумерной векторной и сме ...

Эффективность деятельности предприятия на рынке транспортных услуг
Для прогнозирования изменения объема перевозок используется метод экстраполяции. Экстраполяция - метод статистического анализа, который позволяет переносить тенденции и связи, которые сложились в прошлом, на текущий период и перспективу. Таблица №2 «Динамика изменения ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги