image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Теория стоимости по Ж.Б. Сэю

С появлением теории трех главных факторов производства Ж.Б. Сэя стало очевидным, что она стала по существу одним из полярных "извлечений", сделанных последователями творческого наследия А. Смита. В частности, популярная на значительном протяжении XIX столетия теория издержек производства Т. Мальтуса практически целиком строится на положениях выдвинутой немногим ранее него Ж.Б. Сэем о труде, капитале и земле как о главных факторах производства. Поэтому, если Д. Рикардо, социалисты, утописты, С. Сисмонди, К. Маркс и некоторые другие экономисты, следуя "заветам" А. Смита, единственным источником стоимости товара (услуги) считали труд. Другие экономисты различных школ и течений экономической мысли приняли в качестве исходной аргументацию Сэя - Мальтуса, в соответствии с которой стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производство на средства производства (фактор капитал), на заработную плату (фактор труд) и на ренту (фактор земля).

В результате последователи Смита - Рикардо стали усматривать происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. Последователи Сэя - Мальтуса, также считавшие себя смитианцами, и стоимость товара, и доходы классов общества увидели в совместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Но только в конце XIX века маржиналисты второй волны в лице А. Маршалла и других ученых доказали тупиковую сущность и теории трудовой стоимости, и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

Однако что касается теории стоимости Ж.Б. Сэя, то к сказанному выше следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учителя А. Смита, имели место несколько определений. Причем и здесь Ж.Б. Сэй не столько повторял своего кумира, сколько импровизировал в поисках новых "открытий". Например, памятуя положение А. Смита, что любой товар имеет два неразрывных свойства - меновую стоимость и потребительную стоимость, Ж.Б. Сэй оттенил особое значение взаимосвязи полезности и ценности товаров. В этой связи он писал, в частности, что "ценность есть мерило полезности предмета. Тем самым Ж. Б.Сэй допускал возможность измерения стоимости не только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта труда.

Публикации и статьи

Анализ и повышение конкурентоспособности ООО Компании Виолет
конкурентоспособность анализ организационный Один из важнейших элементов менеджмента любой организации - конкурентоспособность предприятия и продукции. Конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованны ...

Экономическая деятельность и организационная структура предприятия
Целью производственной (ознакомительной) практики является расширенное знакомство студентов с современной технологией основной деятельности предприятия и применением информационных систем на предприятии. Для достижения цели было выполнено ознакомление с направлением деяте ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги