За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Как прибавление в системе науки, представляем был очерк государственных форм главнейших стран Европы и статистики учреждений, имеющих в виду сохранение существующего и безопасность народную и имущественную. Во всех этих случаях Вернадский постоянно старался из статистических материалов сообщать наиболее сведений касательно России, данные которой всегда находились у него на первом плане; данные же других стран служили для сравнения и верной оценки отечественных фактов.
В таком виде излагались эти науки до введения программ от министерства. В какое же положение становился иногда преподаватель со введением последующих, показывает пример, имевший место в преподавательской деятельности И.В. Вернадского. 4 февр. 1850 г. последний подал рапорт декану, в котором изъяснял, что, на основании программы по статистики, утвержденной в Министерстве народного просвещения, он обязан излагать манифест о 8-ой ревизии, между тем 11 янв. 1850 г. обнародован был указ о новой, 9-ой ревизии, в которой определен порядок переписи, во многих и важных чертах отличный от прежнего. „Не смея, с одной стороны, преступить программы, с другой стороны, считая своею обязанностью читать науку в виде, наиболее удовлетворяющем требованиям современного знания и боясь сообщить по статистике данные уже устаревшие, писал профессор, я со своей стороны отклоняю от себя ответственность за несовременное знание упомянутой части моими слушателями», причем просил декана разрешить его затруднение, так как его чтение об этом предмете могло быть отложено не далее следующей лекции. Однако, в таком виде, этот вопрос восходил, через Совет университета, в Министерство народного просвещения, откуда последовало разрешение в благоприятном смысле, сообщенное попечителем учебного округа в предложении Совету 7 июня.
И.В. Вернадский считал, что политическая экономия должна, прежде всего, изучать потребности человека и средства к их удовлетворению. Все человеческие потребности он делил на две части: стремление к самосохранению и к самоусовершенствованию. Потребность самосохранения заставляет остерегаться верховой езды, плавания и любых опасных предприятий. Напротив, жажда самоусовершенствования толкает людей на рискованные действия, на преодоление препятствий, на борьбу с собственными слабостями. По мнению И.В. Вернадского, борьба этих двух потребностей создает человеческую личность и одновременно влияет на жизнь общества.
Итак, в человеке одновременно присутствуют стремление к покою, удобствам и неосознанная потребность борьбы, действия, соревнования. Общество должно предоставлять человеку возможность для удовлетворения всех этих потребностей. Подобные взгляды на предмет политической экономии сейчас покажутся наивными и устарелыми. Однако важно отметить сам факт поисков И.В. Вернадского своих путей в науке, выработки своей более или менее оригинальной точки зрения. При этом - пристальное внимание к истории научных идей; изучение прошлого для того, чтобы лучше постичь настоящее и вернее предвидеть будущее (истории своей науки И.В. Вернадский посвятил отдельную книгу).
Ивана Васильевича Вернадского отличал острый интерес к практической стороне науки и общественной жизни. В 1856 году он, статский советник и чиновник особых поручений при министерстве внутренних дел, был командирован на Волгу для обследования положения бурлаков. Работу свою он выполнил очень тщательно. Написал подробный отчет. Предложил назначить специального чиновника для защиты интересов бурлаков. «Бурлачество образует, - писал он, - бродячее, невежественное, предоставленное случайностям население, истрачивающее свои силы на такое занятие, которое, большей частью, может быть исполнено животными или машинами». Но, несмотря на трудные условия жизни и работы, бурлаки вовсе не превращаются в полудикий сброд, бандитов и пьяниц, как считали многие «знатоки» народной жизни.
Экономический рост
Актуальность темы курсовой работы:
. Экономический рост является одной из наиболее важных характеристик
экономической жизни любой страны мира;
. Важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути
решения возникающих при этом проблем;
. Знание тео ...
Экономические взгляды Аристотеля
Феномен эллинской культуры - зарождение философии, литературы, искусства,
науки и их поразительно быстрый расцвет в древней Греции - с давних пор
привлекал внимание ученых самых различных специальностей. Возникновение новой
культуры, особенностью которой становится рационали ...