image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Фазы промышленного цикла и механизм их смены

Вслед за депрессией наступает следующая фаза цикла - оживление. Оживление (экспансия) - фаза экономического цикла, в условиях которой достигается предкризисный уровень по макроэкономическим показателям. С увеличением спроса на товары растет производство, а так как банковский процент снижается, расширяются возможности получения кредита. Предприниматели опять могут вкладывать деньги в производство. Расширяются действующие предприятия, сооружаются новые, нанимается дополнительная рабочая сила. Постепенно стадия оживления переходит в заключительную фазу цикла - подъем.

Подъем (бум) - фаза, в условиях которой наблюдается дальнейший экономический рост. Подъем характеризуется тем, что экономические показатели превышают предкризисный уровень. Предприниматели берут кредиты во все больших размерах, расширяют выпуск товаров. Растут прибыль и заработная плата фирм, что ведет к расширению спроса. Безработица еще больше сокращается. Подъем достигает своей высшей точки. Товаров выпущено столько, что рынок не в состоянии их поглотить, т.е. в ходе подъема появляются и нарастают диспропорции в экономике. И некоторое время все повторяется: за кризисом следует депрессия, за ней - оживление и подъем. И, наконец, снова кризис. Циклическое развитие производства продолжается. Теперь мы можем сказать, что другой стороной кризиса является оздоровительная сторона. Она выражается в движении экономики к новому, равновесному состоянию, техническом и технологическом обновлении производства, снижении издержек, повышении рентабельности производства.

В настоящее время экономические циклы имеют свои особенности:

сокращается длительность циклов;

относительно уменьшается глубина кризисов;

кризисы стали более частыми и с 90-х гг. ХХ в. менее синхронными в большинстве развитых стран;

фазы оживления и подъема отличаются неустойчивостью;

некоторые фазы могут выпадать;

неотъемлемым элементом цикла стала инфляция.

Современная модель экономического цикла представлена только двумя фазами - рецессией и подъемом (рис. 2). Под рецессией понимается кризис и депрессия, под подъемом - оживление и бум. Общая тенденция экономических циклов ХХ в. состоит в ослаблении циклических колебаний, сокращении фазы депрессии, росте уровня цен. Увеличилась продолжительность фазы подъема. Вместе с тем амплитуда колебаний деловой активности уменьшилась.

В зависимости от поведения экономических величин на разных фазах цикла различаются показатели:

проциклические, которые увеличиваются в фазе подъема и снижаются в фазе спада (загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, общий уровень цен, прибыли корпораций, реальный ВВП, объем продаж, величина налоговых поступлений, курс ценных бумаг, объем импорта и др.);

контрциклические, которые во время спада увеличиваются, а во время подъема уменьшаются (уровень безработицы, число банкротств, запасы готовой продукции, дефицит государственного бюджета и т.п.);

ациклические, которые не имеют циклического характера и величина которых не связана с фазами цикла (объем экспорта).

Каждый цикл имеет свои особенности. Специфика циклов объясняется периодичностью обновления капитала, демографическими процессами, развитием сельского хозяйства.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и статьи

Анализ деятельности предприятия сферы ресторанного бизнеса кафе Лейпциг
кафе организация обслуживание труд Данная практика проходила на предприятии сферы ресторанного бизнеса в кафе «Лейпциг» Практика проходила в рамках учебно-методических указаний по прохождению профессионально-производственной практики, в связи с чем основной целью данной прак ...

Анализ и повышение конкурентоспособности ООО Компании Виолет
конкурентоспособность анализ организационный Один из важнейших элементов менеджмента любой организации - конкурентоспособность предприятия и продукции. Конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованны ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги