image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Последствия олигополии

Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:

· крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;

· конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэлбрейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.

По мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие столь разрушительной силы конкуренции, какая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.

Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии финансировать дорогостоящие научные проекты.

Негативные моменты олигополий сводятся к следующему:

· олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;

· заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию). Это снижает уровень удовлетворения потребностей людей.

олигополия производительность труд продавец

Задача

Два рабочих получают вместе зарплату 46 руб. в день. Когда конкурентная фирма нанимает третьего рабочего, то их общая зарплата увеличивается до 60 руб. Определить денежное выражение предельного продукта третьего рабочего.

Решение

Определяем, сколько руб. получит один рабочий в час (1), при условии, что работают двое рабочих:

/16 = 2,875 руб. (1)

Затем определяем, сколько будет получать один рабочий, когда конкурентная фирма наймет третьего рабочего (2):

/24 = 2,5 руб. (2)

Находим, сколько будет получать третий рабочий в час (3):

,875-2,5 = 0,375 руб. (3)

Определяем предельный продукт третьего рабочего (4):

,375*8 = 3 руб.

Ответ: предельный продукт третьего рабочего = 3 руб.

Публикации и статьи

Экономическая эффективность разработки электронных модулей
(от англ. Scalable Vector Graphics - масштабируемая векторная графика) - язык разметки масштабируемой векторной графики, созданный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) и входящий в подмножество расширяемого языка разметки XML, предназначен для описания двумерной векторной и сме ...

Электронные платежные системы классификация и сравнительные характеристики
Вместе с изобретением сформировались различные платежные системы.[2] Платежная система - это совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, которые обеспечивают перевод какой-либо стоимости от одного субъекта экономики к другому.[3] Однако с течением времени ко ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги