За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных результатов предпринимательской деятельности. Это основной внутренний источник финансовых средств для текущего и перспективного развития предприятия, важнейшая предпосылка увеличения его рыночной стоимости, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности, один из главных стимулов расширения бизнеса. Вместе с тем, за счет налоговых отчислений из прибыли предприятие участвует в формировании источников удовлетворения социальных потребностей общества.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия в рыночных условиях. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, возможности его банкротства [11, 22].
Получение максимально возможной прибыли в условиях сложившейся рыночной конъюнктуры и наличных ресурсов является признаком успешности предприятия и создает возможности:
- обеспечения собственникам предприятия необходимого уровня доходов на инвестированный капитал;
- формирования источников инвестиций в развитие бизнеса;
- роста рыночной стоимости предприятия;
- мотивации персонала за счет участия в распределении прибыли и др.
В общем виде прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными (операционными) затратами, осуществляемыми в процессе предпринимательской деятельности. При определении финансовых результатов деятельности предприятий и организаций используются различные показатели прибыли [11, 60]:
- валовая прибыль, определяемая как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг (за вычетом НДС и акцизов) и расходами на производство. Это «производственная» прибыль, которая отражает доходность производственных расходов;
- прибыль от продаж как разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами - она отражает эффективность не только производственной, но и сбытовой и управленческой деятельности;
- прибыль до налогообложения, которая представляет собой финансовый результат, учитывающий проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях и сальдо прочих доходов и расходов. Это прибыль, которая реально заработана предприятием по всем видам деятельности - и производственной, и коммерческой, и непрофильной, и финансовой;
- чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. В дальнейшем чистая прибыль может быть направлена на формирование резервного капитала, в фонды, созданные в соответствии с решениями акционеров, а также на выплату дивидендов. Оставшаяся после распределения акционерами прибыль считается нераспределенной.
В общем виде абсолютный размер прибыли зависит от изменения физического объема реализации продукции, уровня цен, уровня операционных затрат на единицу продукции и постоянных расходов. Именно по этой причине компании борются за увеличение объемов продаж и снижение издержек. При этом наибольшего успеха добиваются те из них, кому удается опередить конкурентов в выпуске на рынок новых товаров (услуг) с повышенными потребительскими качествами, что обеспечивает им высокие объемы продаж и цены, а, соответственно, и прибыли. Таким образом, рыночные законы создают постоянные стимулы для разработки и производства новых полезных видов товаров и услуг.
Важную роль в максимизации прибыли предприятия играет структура производимой и реализуемой продукции. Влияние структурных сдвигов на прибыль может быть положительным или негативным в зависимости от увеличения или уменьшения доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Таким образом, рынок дает его участникам стоимостные сигналы к увеличению производства высокорентабельной продукции, способствует перетоку ресурсов в нужном направлении и удовлетворению спроса потребителей, выполняя тем самым свою саморегулирующую функцию.
Объем реализации продукции, а следовательно и прибыль, напрямую зависит от ценового фактора, т.е. от изменения уровня цен на товары и услуги предприятия. В краткосрочном периоде при увеличении цен сумма прибыли возрастает, при уменьшении - снижается. В условиях свободного рынка цена определяется соотношением спроса и предложения, то есть факторов, напрямую не зависящих от конкретного продавца и покупателя, а являющихся результатом совместного поведения всех участников рынка. Именно так формируется ценовая конъюнктура на конкурентном рынке. Коммерческие предприятия обычно устанавливают цены на таком уровне и так изменяют их в зависимости от конъюнктуры рынка, чтобы обеспечить для себя достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.) [9, 202].
Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и А. Маршалла
Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в
семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить
семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться
самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для поз ...
Экономическая сущность инвестиций и их виды
Богатство страны создается производительным
трудом ее граждан. Секрет "экономического чуда" многих стран,
добившихся благосостояния для своих народов, по сути, прост и вполне очевиден.
Для всех этих стран характерны высокие и устойчивые в течение длительного
перио ...