image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Прибыль как финансовый результат функционирования предприятия

В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных результатов предпринимательской деятельности. Это основной внутренний источник финансовых средств для текущего и перспективного развития предприятия, важнейшая предпосылка увеличения его рыночной стоимости, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности, один из главных стимулов расширения бизнеса. Вместе с тем, за счет налоговых отчислений из прибыли предприятие участвует в формировании источников удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия в рыночных условиях. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, возможности его банкротства [11, 22].

Получение максимально возможной прибыли в условиях сложившейся рыночной конъюнктуры и наличных ресурсов является признаком успешности предприятия и создает возможности:

- обеспечения собственникам предприятия необходимого уровня доходов на инвестированный капитал;

- формирования источников инвестиций в развитие бизнеса;

- роста рыночной стоимости предприятия;

- мотивации персонала за счет участия в распределении прибыли и др.

В общем виде прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными (операционными) затратами, осуществляемыми в процессе предпринимательской деятельности. При определении финансовых результатов деятельности предприятий и организаций используются различные показатели прибыли [11, 60]:

- валовая прибыль, определяемая как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг (за вычетом НДС и акцизов) и расходами на производство. Это «производственная» прибыль, которая отражает доходность производственных расходов;

- прибыль от продаж как разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами - она отражает эффективность не только производственной, но и сбытовой и управленческой деятельности;

- прибыль до налогообложения, которая представляет собой финансовый результат, учитывающий проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях и сальдо прочих доходов и расходов. Это прибыль, которая реально заработана предприятием по всем видам деятельности - и производственной, и коммерческой, и непрофильной, и финансовой;

- чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. В дальнейшем чистая прибыль может быть направлена на формирование резервного капитала, в фонды, созданные в соответствии с решениями акционеров, а также на выплату дивидендов. Оставшаяся после распределения акционерами прибыль считается нераспределенной.

В общем виде абсолютный размер прибыли зависит от изменения физического объема реализации продукции, уровня цен, уровня операционных затрат на единицу продукции и постоянных расходов. Именно по этой причине компании борются за увеличение объемов продаж и снижение издержек. При этом наибольшего успеха добиваются те из них, кому удается опередить конкурентов в выпуске на рынок новых товаров (услуг) с повышенными потребительскими качествами, что обеспечивает им высокие объемы продаж и цены, а, соответственно, и прибыли. Таким образом, рыночные законы создают постоянные стимулы для разработки и производства новых полезных видов товаров и услуг.

Важную роль в максимизации прибыли предприятия играет структура производимой и реализуемой продукции. Влияние структурных сдвигов на прибыль может быть положительным или негативным в зависимости от увеличения или уменьшения доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Таким образом, рынок дает его участникам стоимостные сигналы к увеличению производства высокорентабельной продукции, способствует перетоку ресурсов в нужном направлении и удовлетворению спроса потребителей, выполняя тем самым свою саморегулирующую функцию.

Объем реализации продукции, а следовательно и прибыль, напрямую зависит от ценового фактора, т.е. от изменения уровня цен на товары и услуги предприятия. В краткосрочном периоде при увеличении цен сумма прибыли возрастает, при уменьшении - снижается. В условиях свободного рынка цена определяется соотношением спроса и предложения, то есть факторов, напрямую не зависящих от конкретного продавца и покупателя, а являющихся результатом совместного поведения всех участников рынка. Именно так формируется ценовая конъюнктура на конкурентном рынке. Коммерческие предприятия обычно устанавливают цены на таком уровне и так изменяют их в зависимости от конъюнктуры рынка, чтобы обеспечить для себя достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.) [9, 202].

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия ООО Камелия
В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Главными критериями оценки финансового состояния являются показате ...

Анализ внешней среды предприятия
Исследование внешней среды промышленного предприятия является важным направлением стратегического управления предприятием. Анализ основных элементов внешней среды необходим для своевременного выявления угроз и возможностей предприятия и принятия оптимальных управленчески ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги