image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Развитие координации профсоюзных задач на международном уровне

За последние 40 лет в мире, по экспертным оценкам, стали действовать более 40 тысяч транснациональных корпораций, в том числе на территории СНГ осуществляют свою деятельность около 400 крупных ТНК из различных стран мира.

ТНК контролируют 2/3 всего товарооборота в мире, или владеют 80% патентов и лицензий на новейшие технологии. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что экономические связи превращаются в решающий фактор прогресса как национальных хозяйственных комплексов, так и, собственно, производственного сектора. В этих условиях обостряется конкуренция между ведущими ТНК и стоящими за ними государствами, возрастает зависимость стран, в том числе и самых мощных, от развития мировой экономики. Реструктуризация производства в международном масштабе переместила очаг обрабатывающей промышленности на юг и восток, так что Китай теперь является "мастерской мира", а страны подобные Индии и Индонезии усиленно индустриализируются.

Глобализация является процессом, имеющим социальные последствия. Последние десятилетия показывают, что глобализация - это процесс, увеличивающий разрыв между бедными и богатыми, как на глобальном уровне, так и в отдельных странах мира. 85% всего богатства мира принадлежит только 20% населения и лишь 1,5% этого богатства принадлежит тем 20%, что находятся внизу этой шкалы. Таким образом, тенденции продолжают оставаться анти социальными. Глобализация экономики приводит также к обострению неравномерности экономического развития. Разрыв увеличивается не только между группой индустриальных стран и массой развивающихся государств, но и между концентрацией богатства в руках немногих и расширяющейся социальной бедностью.

Крупный капитал начинает активно вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, пытается навязать странам, в которые пойдут инвестиции, изменения в национальном законодательстве в сторону ограничения социальных прав (сокращение бюджетного финансирования социальной сферы, проведение пенсионной реформы, налогового законодательства, реформирование трудового законодательства).

Профсоюзы первыми стали высказывать на международном уровне тревогу по поводу бесконтрольных действий ТНК, которые ввозили капитал в страны с низкими социальными показателями ради получения сверхприбылей. При этом профсоюзы понимали, что процесс этот неизбежен, имеет определенные, как положительные, так и отрицательные стороны, и затормозить его объективно невозможно. [12]

На протяжении последних десятилетий все три мировых профцентра - Всемирная Федерация Профсоюзов (ВФП), Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП) и Христианская Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ), последние две до своего самороспуска в 2006 году, неоднократно ставили вопросы в различных формах перед ООН, МОТ и другими международными организациями о разработке документов, правил регулирования действий ТНК в социальной политике. Делались первые попытки проведения встреч представителей профорганизаций крупнейших ТНК из разных стран для поиска совместных подходов к выработке требований трудящихся к данной ТНК. В результате переговоров ряда правительств и работодателей, проводившихся длительное время под эгидой ООН и особенно МОТ, был принят в 1973 году документ "Кодекс поведения ТНК", который действует по настоящее время. Однако, для профсоюзов гораздо больший вес приобрела "Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики", принятая в ноябре 1977 года (Административным советом МОТ). В ее разработке принимали участие три стороны - правительства, профсоюзы, предприниматели. Декларация базируется на принципе, согласно которому ТНК не могут ухудшать на своих предприятиях условия труда, его оплату, другие социальные условия, а также профсоюзные права и методы разрешения трудовых коллективных споров по сравнению с национальными предприятиями. Политика ТНК должна вписываться в общие цели развития и социальные установления стран, где они действуют. Практически этой цели добились ЕКП и ее отраслевые организации (1994 год), приняв Директиву Европейского Союза (ЕС) "Об учреждении комитета Европейского предприятия".

Как правило, ТНК не признают вышестоящие профсоюзные органы, препятствуют ведению переговоров и заключению коллективных договоров. Таким образом, первый вал передела собственности получил отрицательный резонанс и стал достоянием не только широкой общественности, но и законодательных органов (в России - это Парламентские слушания, в которых принимали участие депутаты Госдумы, профсоюзные лидеры, представители трудовых коллективов).

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Экономика Казахстана
Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей: &# ...

Экономическое обоснование ремонта механосборочного цеха
В настоящее время актуальность разработки технико-экономического обоснования приобретает все большую необходимость. Сейчас, например, когда электроносители постоянно дорожают, многие предприятии задумываются об организации автономного обеспечения себя электрической энергией. ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги