image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Поиск профсоюзами механизмов социального контроля

В сложившейся практике контроля со стороны профсоюзов в последнее время стали звучать идеи социального аудита. Важнейшее значение для осмысления практической значимости этого механизма, имеет ознакомление с результативностью его моделей. Сегодня ясно, что все модели соответствуют, как минимум, опыту создания и развития национальных экономик. Их эффективность - это конкретно выраженная степень социальной безопасности. Классификация надежности национальной экономики определяется индексом социально ответственной конкурентоспособности (Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия, Австралия, Канада, Германия, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Сингапур, Австрия). Сложности вхождения в этот реестр и дальнейшего удержания соответствующего места в нем состоят в соответствии национального законодательства регламентациям международных органов, стандартам, рейтинговым индексам, схемам сертификации, системам управления и руководящим принципам, этике и кодексам поведения в социально-экономической сфере.

В целом эта работа проводится в экономически развитых странах десятки лет. Попытка систематизации социальных проблем связана с национальными системами хозяйствования. В соответствии с ними определилось и представление о социальных моделях.

Так, Европейская социальная модель (ЕСМ) базируется на следующих принципах: социальная справедливость; социальная безопасность; социальная консолидация; конкурентоспособная экономика. В рамках ЕСМ стали выделяться северная модель (Дания, Финляндия, Швеция, Нидерланды), англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Франция, Германия), средиземноморская (Греция, Италия, Португалия, Испания). Универсальные показатели отличий ведущих социально-экономических моделей заключаются в удельном весе социальных расходов в ВВП: Европа -25-27%; Япония - 17%; США - 15%. В этой связи мировой опыт хозяйствования к началу ХХ1 века подошел к необходимости выработать универсальный механизм постоянного анализа социальной среды. Им стал социальный аудит. Его схема долгое время не выделялась в сфере социального контроля, хотя уже к 1970 году в Европе существовало несколько его вариантов: аудит социального равновесия доходов и расходов; анализ социальной эффективности деятельности предприятий; изучение причин высокого уровня социальных рисков. К девяностым годам прошлого столетия социальный аудит был уже достаточно распространен в экономически развитом мире и рекомендовался развивающимся странам. Его конкретные технологии разнятся, т.к. социальный аудит не имеет универсальной формулы. Он требует адаптации к определенным условиям экономического и социального развития, реального правового сопровождения. Первый опыт социального аудита во Франции, относится к 1993 году. Но задолго до этого, в 1977 году, здесь был принят Закон о социальном балансе, который предусматривал подробный ежегодный отчет предприятий по ряду социальных показателей. В 1988 году во Франции появился учебник «Социальный аудит», где выделялись его национальные признаки. Таким образом, некоторые понятия социального аудита были сформулированы в стране достаточно давно. В современном экономически развитом мире проблемы социального аудита стали увязываться с практикой социальной ответственности бизнеса. Капитализм превращался из национального в глобальный, из промышленного в финансовый, следовательно, менялись предъявляемые ему требования. Соответственно, в мае 2001 года был принят Закон Франции о новых направлениях в экономическом развитии страны. Затем Декретом правительства от 29 февраля 2002 года был уточнен характер социальных и экономических показателей, необходимых для систематического отчета предприятий: политика занятости, состояние и эволюция персонала предприятий, организация рабочего времени, заработная плата и социальные выплаты, охрана здоровья и безопасность труда, обучение и профессиональный рост, трудовые отношения и коллективные договоры, равенство условий найма и зарплаты, дополнительные выплаты и развитие системы участия, реконструкции, реорганизация производства. В этом же направлении работали законы от 19 февраля 2001 года «О сберегательных фондах предприятий», от 17 июля 2001 года «О резервном пенсионном фонде». При этом, собственно социальному аудиту не был придан обязательный характер. Разработка критериев аудита была отнесена на перспективу. Во Франции учли, что это процесс крайне сложный, в нем должны принять участие государство, бизнес, социальные партнеры. По мнению экспертов, рынок социального аудита в большинстве западноевропейских стран находится на начальном этапе своего формирования.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Анализ и пути повышения производительности труда и его платы в ООО Хлебный Дом
Экономический потенциал страны, национальное богатство и качество жизни определяются главным образом состоянием трудовых ресурсов, уровнем развития трудового и человеческого потенциала. В связи с этим анализ трудовых ресурсов, производительности труда и ее оплаты особенно а ...

Анализ ассортимента выпускаемой продукции
Современная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу предприятия. С его помощью в ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги