image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Предложение, величина предложения. Закон и кривая предложения. Неценовые детерминанты

Предложение - это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим, удовлетворяющим товаропроизводителя ценам. Цена и количество товаров здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынке. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше цена, тем больше производителей захотят произвести и предложить товар на рынке. В условиях высокой цены окупаются издержки производства, полученные в условиях использования как лучших, так и худших технологий. При тенденции цен к снижению производители с худшими технологиями вынуждены будут покинуть отрасль, и предложение товаров снизится.

Зависимость между количеством предлагаемого товара и ценой можно представить графически (рис. 1).

Рисунок 1. Кривая предложения товаров

Кривая SS иллюстрирует закон предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение можно рассматривать как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Т. е. предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным ценам, хотя правомернее было бы сказать: какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.

Следовательно, главным фактором, влияющим на предложение, являются издержки производства. Издержки производства зависят от двух факторов: цен на ресурсы и технологии производства. При низких ценах на ресурсы производство не всегда будет иметь низкие издержки, так как применяемая технология обработки сырого материала может быть дорогостоящей. В свою очередь, высокая цена на ресурсы также может стать препятствием производству товара даже в условиях самой совершенной технологии производства. Высокая цена на ресурсы может поднять издержки производства выше уровня цены, сложившейся в экономике, поэтому предложение снизится.

Другим фактором, влияющим на предложение, является научно-технический прогресс. НТП может, прежде всего, снизить издержки производства и изменить предложение. Если к изменениям, происходящим под влиянием НТП, отнести качество применяемого труда, автоматизированную технику, качественное сырье, эффективную организацию производства, то совокупность названных факторов вызывает снижение издержек производства продукции,

Третьим фактором является степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом уровне производства. Монополизация производства приводит к созданию негибких цен и определению потребителем объема предложения товаров.

Движение цен на другие, в том числе и взаимозаменяемые товары. При наличии значительного числа заменителей на основной товар цена на основной товар будет иметь тенденцию к снижению, что будет приводить к снижению предложения. Кроме того, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых сырьевых ресурсов. Натуральное сырье может быть заменено искусственным, более дешевым по цене, следовательно, приведет к снижению издержек производства и возможности формирования более низкой цены.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Электронные платежные системы классификация и сравнительные характеристики
Вместе с изобретением сформировались различные платежные системы.[2] Платежная система - это совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, которые обеспечивают перевод какой-либо стоимости от одного субъекта экономики к другому.[3] Однако с течением времени ко ...

Анализ деятельности ООО Продукты
Целью практики является: практическое закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы по специальности. Задачи работы тесно связаны с поставленной целью: Применение теорет ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги