За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Показатель эластичности был введен в экономический анализ А. Маршаллом.
Эластичность спроса относительно цены (ценовая эластичность) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.
где -эластичность спроса по цене;
ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах);
ΔP - относительное изменение цены (в процентах).
Это точечный коэффициент эластичности, используется при небольших изменениях цены.
Когда рассматриваемые изменения ΔQ и ΔР оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечныхвеличин спроса и цены могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:
= (ΔQ/∆P) * (Р1 +Р0)/(Q1+Q0).
Также в расчетах применяется следующая формула:
где Q1, Q0 - величина спроса до и после изменения цены;1, P0 - цена до и после изменения.
С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение берут по модулю или вводят знак минус.
Спрос называют эластичным, когда > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если, то спрос единичной эластичности.
Крайние случаи: если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то, случай абсолютной неэластичности; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то = - ∞, случай абсолютной эластичности (рис.1).
Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.
Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.
Факторы, влияющие на эластичность:
. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
. Размер дохода.
. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).
. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
. Фактор времени: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.
. Определение границ рынка: чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок «Тайд» (более узкая товарная категория) обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.
Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.
Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:
где Q1B, Q0B-величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;1A, P0A-цена блага А до и после изменения.
Если εс> 0, то перед нами товары-субституты, если εс< 0-взаимодополняемые.
Чем выше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда εс= +∞, товары - совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если εс=-∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).
Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т. ч. и на мебель. Тогда εс< 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.
Эластичность спроса относительно дохода (εi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:
где Δ I-относительное изменение дохода потребителя.
Экономическая политика стимулирования предложения
Совокупное предложение - это общее количество конечных
товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это
понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего
продукта.
Совокупное предложение находится в зависимости от уров ...
Экономическое обоснование создание малого предприятия акционерного типа
Темой курсовой работы является «Экономическое обоснование
создания малого предприятия акционерного типа». Работа выполняется на основе исходных
данных, задаваемых руководителем.
Целью работы является овладение навыками экономических
расчетов, закрепление теоретических зна ...