image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Цели, принципы и этапы планирования товарооборота

Цср. - средняя цена 1 покупки, руб.

) число потребителей в планируемом периоде. При расчете числа потребителей учитывают число работающих, степень охвата услугами общественного питания, перспективы изменения численности и степени охвата услугами.

Методы расчета численности:

) реализацию 2 блюд разделить на число рабочих дней

) реализацию 2 блюд разделить на количество блюд, приходящихся на 1 человека (2,5 блюда) и умножить на кол-во рабочих дней

) выручку разделить на цену покупки

Плановую сумму товарооборота в этом случае определяют по формуле:

Рпл.=Чпл.*Цср.*Д,

где Чпл. - планируемая среднедневная численность потребителей, чел.

Д - число рабочих дней предприятия в планируемом периоде

Данные методы позволяют определить общий объем товарооборота с достаточной степенью вероятности, но более обоснованной является методика планирования по составу товарооборота, т.е. планирование оборота по реализации продукции собственного производства и по покупным товарам и суммирование этих показателей

К основным методам расчета производственной программы и обеденной продукции относят:

используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;

используемый на предприятиях (структурных подразделений) с изменяющемся контингентом потребителей;

основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использовании;

исходя из производственной мощности и степени ее использования;

основанный на расчете и прогнозирование удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;

На предприятиях (структурных подразделениях), обслуживающих сравнительно постоянный контингент потребителей в столовых на промышленных предприятиях, стойках, учебных заведениях ит. д. рекомендуется использовать нормы среднего количества потребления блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделю, месяц, год), данные о количестве потребителей Коэффициент изменения количества потребляемых блюд.

Многовариантные подходы к планированию оборота по продукции собственного производства.

Планирование оборота по реализации продукции собственного производства складывается из 2-х этапов:

) планирование оборота по обеденной продукции;

) планирование оборота по реализации прочей продукции собственного производства.

Оборот по обеденной продукции планируется на основе производственной программы предприятия (выпуска блюд в натуральном исчислении), поэтому первоначально рассчитывают производственную программу различными методами в зависимости от типа предприятия, условий его деятельности, обслуживаемого контингента потребителей.

Расчет товарооборота по численности потребителей осуществляют путем умножения средневной численности потребителей и числа дней работы предприятия в плановом периоде на среднее количество блюд, приходящихся на одного потребителя, и цену одного блюда по формуле:

Рпл. = Чпл * Д* Кбп *Цбл,

где Кбп - плановое число блюд, приходящихся на одного потребителя, бл.

Цбл.-цена блюда

Пример. Численность потребителей столовой в день 50 чел. Столовая работает 300 дней, число блюд на одного посетителя в среднем 2,5, средняя цена блюда 20,5 рублей. Отсюда плановый товарооборот 50*300*2,5*20,5=768,75 т.р.

При обосновании планируемого числа блюд на одного потребителя учитывают фактические данные за ряд предшествующих лет, тенденции изменения этого показателя и степень удовлетворения спроса. Данный метод используется в предприятиях с постоянным контингентом потребителей.

Среднедневное число потребителей в плановом периоде определяют в общедоступной сети на основе данных за предшествующий период и возможностей его увеличения в перспективе экспертным путем, а в предприятиях, обслуживающих постоянный контингент потребителей, используют данные социологического опроса.

Расчет на основе производственной мощности предприятия и коэффициента ее использования.

Рпл=М*Кисп*Цбл*Д,

где М - производственная мощность, шт.

Кисп - коэффициент использования мощности.

Мощность рассчитывается по формуле:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и статьи

Экономический анализ рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности недвижимости
В условиях экономической нестабильности, инвестиции в недвижимость остаются самыми надежным и безопасным видом вложений финансовых средств. Стоимость недвижимости в меньшей степени подвержена изменениям, как например стоимость акций и дает прибыль не только от прироста, но, ...

Анализ использования основных средств ОАО Автодорремстрой
Теоретические основы эффективности использования основных средств в строительных организациях ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги