За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные черты. Во-первых, это жесткость цен. Они изменяются реже, чем в других рыночных структурах. Во-вторых - согласованность действий всех фирм в области ценообразования.
Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов:
· ценовая конкуренция;
· тайный сговор о цене;
· лидерство в ценах;
· ценовая накидка.
Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами на достижение преимуществ по сравнению с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания ценовой войны, которая чревата негативными последствиями для всех ее субъектов.
Тайный сговор в области ценообразования позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.
Лидерство в ценах - это ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. При олигополии, как правило, имеется крупная фирма, которая выступает ценовым лидером. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
Ценовая накидка (обычно в размере определенного процента) прибавляется к средним общим издержкам производства. Она призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием «издержки плюс». Накидка обеспечивает получение прибыли, определяет поведение и действия фирмы.
Анализ деятельности ОАО Кузбасская топливная компания
угольный промышленность экономика
В
настоящее время угольная промышленность - это один из устойчиво работающих
производственных комплексов российской экономики. Основу производственного
потенциала российской угольной промышленности второго десятилетия XXI века
составят высок ...
Экономическая эффективность производства вареных колбасных изделий
Задача
данной курсовой работы определить затраты на производства варёных колбас, таких
как:
Столичная
высшего сорта (ГОСТ 23670)
Русская
высшего сорта (ГОСТ 23670)
Эстонская
высшего сорта (ГОСТ 23670)
Рассчитать
их цену при запланированном уровне рентабельност ...