За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является балансовая прибыль (прибыль до налогообложения). В структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес приходится на прибыль от реализации, именно поэтому данный показатель рассматривается более подробно.
На изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
1) изменение отпускных цен на продукцию предприятия;
2) изменение себестоимости реализованной продукции;
) изменение физического объема реализованной продукции;
) изменение структуры реализованной продукции.
Для установления влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактического объема реализации и по себестоимости базисного периода.
Прибыль от реализации определяется по формулам:
Прп = Врп - Срп,
Прп =(∑ q1 * Ц1i)- (∑ q1 * С1i), где
Врп (∑ q1 * Ц1i) - выручка от реализации;
Срп (∑ q1 * С1i) - себестоимость реализованной продукции
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010 -2011 годы представлены в таблице 3.
Таблица 3 Данные анализа прибыли от реализации ОАО "Кизлярхлебозавод" за 2010 - 2011 гг.
Показатели |
2010 год |
по ценам 2011 года и себестоимости 2010 года |
2011 год |
1. Выручка от реализации продукции |
2975,6 |
3229,1 |
3261,4 |
2. Полная себестоимость реализованной продукции |
2673 |
2858,4 |
2887 |
3. Прибыль от реализации продукции |
302,6 |
370,7 |
347,4 |
Изменение прибыли от реализации в 2011 г. по сравнению с 2010 г. определяется по формуле:
ΔП = П1 - П0, где
ΔП - изменение прибыли от реализации;
П0 - прибыль от реализации за 2010 год;
П1 - прибыль от реализации за 2011 год.
ΔП = 347,4 -302,6= +44,8 (млн. руб.)
Проведем факторный анализ прибыли от продаж по рассмотренной выше методике.
Так, на увеличение прибыли от продаж ОАО "Кизлярхлебозавод" в 2011 году по сравнению с 2010 годом оказали влияние следующие факторы:
1) изменение цен на продукцию предприятия, которое определяется по формуле:
ΔПр = ∑ q1 * p1 - ∑ q1 * p0, где
Δ Пр - изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен на продукцию предприятия;
∑ q1 * p1 - выручка от реализации за 2011 г.;
∑ q1 * p0 - выручка от реализации за 2011 г. по ценам 2010 г.
ΔПр = 3261,4 - 3229,1 = 32,3 (млн. руб.)
2) изменение прибыли от реализации за счет изменения себестоимости реализованной продукции определяется по формуле:
ΔПс = -( ∑ q1 * c1-∑ q1 * c0),
где Δ Пс - изменение прибыли от реализации за счет изменения себестоимости реализованной продукции;
∑ q1 * c1 - полная себестоимость реализованной продукции за 2011 г.;
∑ q1 * c0 - себестоимость реализованной продукции за 2011 г. по ценам 2010 г.
ΔПс = - (2887 - 2858,4) = - 28,6 (млн. руб.)
3) изменение физического объема реализации определяется по формуле
ΔПq = П0*(Iq- 1),
где Δ Пq - изменение прибыли от реализации за счет изменения физического объема реализации;
Iq - коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам.
Коэффициент роста объема реализации определяется по формуле:
= (∑ q1 * p0) /( ∑ q0 * p0), (13)
где ∑ q0 * p0 - объем реализации в оценке по отпускным ценам
= 3229,1 / 2975,6 = 1,085
Анализ источников формирования капитала организации
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем
мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки
были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там,
где существовало соперничество, оно не было с ...
Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли
Актуальность
данной темы заключается в том, что с развитием в России рыночных отношений
проблема экономической безопасности бизнеса, то есть минимизации рисков и
отражения угроз, выдвигается на первый план, особенно это касается предприятий
торговли. Комплексная система эко ...