image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Система образования в Республике Беларусь

На современном этапе экономического развития значительно возрастают роль и социальная значимость образования как важнейшего источника повышения интеллектуального, профессионального и культурного уровня населения.

О достаточно высоком уровне развития системы образования в Беларуси свидетельствуют такие показатели, как уровень грамотности взрослого населения, достигший 99,6 %, уровень грамотности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет - 99,8 %, коэффициент количества поступивших в начальные и средние учебные заведения - 89 %, общий показатель обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях - 88,7 % [5].

Одним из ключевых индикаторов состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в ВВП. Текущие расходы консолидированного бюджета на образование в 1990 - 2010 гг. поддерживались на уровне 4,3-6,6 % ВВП. Как уже отмечалось, в настоящее время наиболее развитые страны тратят свыше 5,9-8,1 % ВВП на нужды образования [5]. Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе.

Особая роль в формировании и накоплении человеческого капитала принадлежит системе высшего образования, способствующей овладению передовыми знаниями, современными практическими навыками, совершенствованию мировоззрения, развитию интеллектуального потенциала, творческих задатков и способностей, идейно-политических и нравственных ценностей, необходимых для полноценного включения личности в социально-экономическую и культурную жизнь общества и выполнения ответственных профессиональных функций.

С точки зрения развития сети высших учебных заведений Беларусь, несомненно, имеет высокие показатели. Так, по большинству характеристик системы высшего образования наша страна превосходит многие страны СНГ и сопоставима с развитыми европейскими странами. Динамика основных показателей системы высшего образования в Республике Беларусь представлена в таблице 3.3.1, отражающий более чем двукратный рост за 1990-2007 гг. подготовки специалистов с высшим образованием, что способствовало насыщение экономики страны высококвалифицированными кадрами. Как справедливо отмечают исследователи, "наиболее характерной особенностью развития национальной высшей школы является переход к массовому высшему образованию". Контингент студентов в 2011 г. достиг 442,9 тыс. человек, что сопоставимо с показателями развитых стран Европы [5].

Импульсом для развития отечественного образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможности выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой стороны, в условиях ограниченности бюджетных средств позволило привлечь в учебные заведения дополнительные источники финансирования их развития. В условиях возрастающего спроса на высшее образование определенная часть населения готова самостоятельно оплачивать свое обучение. Увеличивается прием студентов в государственные вузы на платной основе. Немаловажную роль в расширении возможностей получения желаемого образования стали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования, контингент студентов которых за 1992-2011 гг. многократно увеличился.

Однако, несмотря на имеющиеся успехи, в сфере образования пока еще остается нерешенным ряд проблем. Так, традиционно обученный выпускник учебного заведения может оказаться неконкурентоспособным на рынке труда, одной из причин чего является низкая способность учреждений образования менять содержание подготовки специалистов. Требует дальнейшего совершенствования система закрепления выпускников учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.

В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы подчеркивается необходимость реформирования всей системы образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных уровнях [15].

Публикации и статьи

Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия ООО Камелия
В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Главными критериями оценки финансового состояния являются показате ...

Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и А. Маршалла
Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для поз ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги