За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
По данным табл. 2.9 можно отметить, что увеличение себестоимости продукции было обусловлено ростом практически всех ее элементов, за исключением суммы налогов, включаемых в себестоимость, сумма которых снизилась за год на 7985 тыс. руб. или в 1,8 раза. Сумма материальных затрат предприятия увеличилась на 18,3 % и составила в 2011 г. 377231 тыс. руб., причем наибольшее влияние на рост данного показателя оказало повышение цен на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты (в 1,34 раза). Сумма затрат на амортизацию увеличилась в 1,6 раза и составила в 2011 г. 17890 тыс. руб. Сумма прочих затрат увеличилась на 20107 тыс. руб. или в 1,7 раза и составила на конец 2011 г. 48409 тыс. руб.
Так, общая сумма затрат на реализацию продукции увеличилась за 2011 г. на 134831 тыс. руб. или на 25,93 % и составила на конец года 654803 тыс. руб.
Одним из основных факторов, влияющих на прибыль предприятия, являются затраты, которые представляют стоимость материальных, трудовых, финансовых ресурсов в денежном измерении, использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. Понятие «затраты» шире, чем понятие себестоимость, которая представляет собой затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме совокупность затрат на производство и реализацию продукции. На предприятиях планируются, учитываются и анализируются такие основные показатели:
расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе;
себестоимость продаж продукции: производственная и полная;
затраты на 1 руб. продукции в двух вариантах: производственной и полной;
калькуляция себестоимости отдельных изделий. При расчете стоимости продукции по статьям калькуляции в ее состав включают расходы, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу.
При расчете себестоимости по экономически однородным элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы: материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие затраты. Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяют структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку зависит от специфики отрасли.
При анализе затрат используются, в частности, такие показатели, как трудозатраты на 1 руб. продукции (зарплатоемкость), затраты по амортизации на 1 руб. продукции (амортизациеемкость), доля материальных затрат в общей сумме затрат и др.
Анализ затрат на рубль товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль.
Анализ динамики прибыли и затрат на один рубль реализованной продукции представлен в таблице 2.10
Таблица 2.10 Показатели эффективности затрат на 1 руб. реализованной продукции ООО «ЛоКо» за 2009-2011 гг.(руб.)
Показатели |
Годы |
Изменение ( +,-) | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | |
Общие затраты на 1 руб. выручки |
0,96 |
0,81 |
0,83 |
-0,14 |
0,02 |
В том числе: Себестоимость проданных товаров на 1 pvб. выручки |
0,72 |
0,64 |
0,62 |
-0,09 |
-0,01 |
Управленческие расходы на 1 руб. выручки |
0,21 |
0,16 |
0,18 |
-0,05 |
0,02 |
Прибыль от продажи на 1 pуб. выручки |
0,04 |
0,19 |
0,27 |
0,14 |
0,08 |
Экономические взгляды И.В. Вернадского
Экономическая программа дворянского либерализма XIX в. В России отмечала экономическую
неэффективность крепостного труда, его непроизводительность, невыгодность для
общества: «крепостное положение препятствует развитию торговли,
промышленности». Свои предложения он доказывал ...
Анализ деятельности предприятия сферы ресторанного бизнеса кафе Лейпциг
кафе организация обслуживание труд
Данная
практика проходила на предприятии сферы ресторанного бизнеса в кафе «Лейпциг»
Практика проходила в рамках учебно-методических указаний по прохождению
профессионально-производственной практики, в связи с чем основной целью данной
прак ...