За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Н.В. Войтолонский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова [39, с.20] классифицируют виды экономического анализа по 4 основным признакам:
1. по субъектам экономического анализа (внутренний, внешний);
2. по времени проведения (итоговый, предварительный);
. по направлению исследования (общеэкономический, технико-экономический анализ);
. по содержанию и уровню организации (комплексный, тематический).
Самыми важными для любой организации в условиях рыночной экономики является анализ маркетинговой деятельности, финансового состояния, технологии изготовления продукции, технико-экономический анализ.
Маркетинговый анализ проводится для обеспечения эффективного использования ресурсов и удовлетворения запросов потребителей. С помощью маркетинга ведутся постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов услуг, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Основными задачами маркетингового анализа являются: оценка предложения и анализ состояния спроса на услуги организации и рынков сбыта; определение ценовой политики и основных стратегий ценообразования, коммерческого риска; выявление реальных и потенциальных конкурентов организации; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков, выявление способов повышение конкурентоспособности; анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных; разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности [18, с.180].
Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития [13, с.148].
К основным задачам анализа финансового состояния организации относятся следующие: объективная оценка финансовой устойчивости; определение факторов, воздействующий на финансовую устойчивость; выявление резервов повышения эффективности управления оборотным капиталом, обеспечение платежеспособности и поддержания финансовой независимости; разработка вариантов конкретных управленческих решений, направленных на укрепление финансовой устойчивости [39, с.326].
Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. На практике перечисленные виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления - выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений, выявлению имеющихся резервов повышения эффективности производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли.
Под хозяйственными резервами в анализе хозяйственной деятельности понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта [25; с.101].
С развитием научно-технического прогресса появляются новые виды сырья и материалов, новые виды машин и оборудования, новые технологии, более совершенные формы организации труда, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость продукции и услуг, ускорять оборачиваемость средств, повышать рентабельность и другие показатели эффективности бизнеса.
Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, т.е. в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.
Таким образом, экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в полном и рациональном использовании производственного потенциала с целью получения максимального количества высококачественной продукции (работ, услуг) при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции (работ, услуг) [39, с.42-44].
Анализ хозяйственной деятельности проводится для выявления имеющихся резервов повышения эффективности работы любой организации, связанный с поиском более рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Выбор вида анализа зависти от направления исследования, его целей и задач. Для каждого вида анализа существует своя методика его проведения.
Экономическая эффективность инвестиционного проекта на примере ОАО Ревдинский Кирпичный завод
Предметом исследования данного курсового проекта является предприятие ОАО
«Ревдинский кирпичный завод» специализация которого - производство гранитного
щебня. Целью данной курсовой работы является определение показателей экономической
эффективности инвестиционного проекта.
...
Экономический потенциал особых экономических зон
Создание
особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения
экономического роста страны.
Они
играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых
эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных
...