image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Этапы формирования экономической мысли

Заслуга австрийской школы - подробная разработка теории предельной полезности как теории субъективной ценности. Менгер определяет ценность как суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, а потому вне их сознания не существующее. По мнению экономистов австрийской школы, ценность предметов зависит не только от их полезности, но также от их запаса или редкости. Чем больше запас, тем ниже будет субъективная ценность последней единицы запаса. И именно последняя единица запаса определяет величину ценности каждой из единиц данного запаса благ. Для объяснения рыночных цен используется теория объективной ценности. Единая рыночная цена, по их мнению, является результатом столкновения субъективных оценок покупателей и продавцов. Ценность средств производства (производительных благ) австрийцы определяют предельной полезностью тех предметов потребления, которые изготавливаются при помощи этих производительных благ.

О. Бем-Баверк развивал отдельные положения подхода Менгера, сформулировал основные постулаты поизитивной теории проценат и капитала, которые в дальнейшем легли в основу неоклассичсекого подхода к проценту как платы за отказ от текущего потребления в пользу будущего. Ф. Визер, в свою очередь, является основоположником теории вменения, согласно которой труд, земля и капитал взаимозаменяемы и не могут создать доход друг без друга. Также им было сформулировано понятие альтернативных издержек.

Австрийская школа составила оппозицию классической школе. Между ними велась активная полемика об основе цен. Только в рамках неоклассики удалось разрешить это противоречие.

Неоклассическое направление экономической мысли возникает на базе маржинализма в последней трети 19 века. В его состав входят кембриджская, лозаннская, американская школы.

Лидером неоклассики стал глава кембриджской школы Альфред Маршалл (1842-1942). Если представители австрийской школы выступали с открытым пересмотром всех классических доктрин, предлагали и свой предмет, и свой метод исследования, то Маршалл пошел другим путем. В своей теории он сумел на базе маржинализма объединить концепции самых разных школ и направлений (классической, исторической, австрийской). Основным произведением автора является «Принципы экономикс» (1890).

Величайшим синтезом в экономической науке явилось осуществлённое Маршаллом совмещение затратной теории и теории полезности в единую теорию стоимости (что нашло отражение в знаменитом кресте Маршалла). Теория предельной полезности отражается кривой спроса. Затратная теория-кривой предложения. Ни одна из них в отдельности не может исчерпывающим образом ответить на вопрос о цене товара и его необходимом количестве. При совместном рассмотрении кривой спроса и кривой предложения появляется единственная точка (точка пересечения кривых), показывающая общественно необходимое количество товара и цену, соответствующую общественно необходимым затратам.

Заслугой Маршалла является также подробный анализ факторов, определяющих спрос и предложение с учётом фактора времени; разработку теории частичного равновесия; создание теории эластичности спроса; учёт психологических аспектов экономической жизни, нашедших отражение в феномене «ожидание»; привнесение в анализ фактора организации; разработку проблемы монополий, объяснение их возникновения как результат дейсвтия эффекта масштаба, создание графического метода анализа; реальный вклад в решение вопросов распределения и социальных проблем, рассмотрение в качестве самостоятельного фактора производства фактора «организация».

К кембриджской школе относится также ученик А. Маршалла Артур Пигу. Особое внимание он уделил вопросам благосостояния, социальной справедливости, более равномерному распределению национального дохода с помощью налоговой системы. Существенным вкладом Пигу является анализ проблемы внешних эффектов и обоснование механизма вмешательства государства с целью устранения отрицательных внешних эффектов.

Ещё одной школой в составе неоклассики является американская школа. Лидер её Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - автор теории предельной производительности, согласно которой, все факторы производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости, конечного продукта. Вся произведенная стоимость готового продукта вменяется тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации и статьи

Экономическая эффективность внедрения комбинированного тормозного стенда на участке ТО-2
В данной курсовой работе оценивается эффективность внедрения на предприятии комбинированного тормозного стенда, с целью сокращения времени, повышения качества работы. Актуальность данного организационно-технического решения состоит в том, что автотранспортные предприятия ...

Экономическое обоснование создание малого предприятия акционерного типа
Темой курсовой работы является «Экономическое обоснование создания малого предприятия акционерного типа». Работа выполняется на основе исходных данных, задаваемых руководителем. Целью работы является овладение навыками экономических расчетов, закрепление теоретических зна ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги