image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономические аспекты управления водными ресурсами и водопользование

В этой связи водное, налоговое и бюджетное законодательства должны обеспечить целевую направленность данных платежей на формирование целевых бюджетных фондов. В законодательном поле необходимо решить вопросы амортизационной политики в водном хозяйстве, поскольку обновление основных фондов водного хозяйства возможно только при условии начисления этих денежных средств и создания амортизационных фондов.

Следует задействовать все апробированные рыночные механизмы по привлечению небюджетных инвестиций на финансирование водохозяйственных и водоохранных мер. Речь идет о расширении государственно-частного партнерства в водной отрасли, рыночных подходах к установлению цены на воду и водные услуги, плате за загрязнение, создании рынков воды и продаже лицензий, внедрении субсидий и стимулов для водопользователей.

Нужно отметить, что без реформирования экономических инструментов управления водными ресурсами мы не сможем достичь целей, сформулированных в Законе Украины "Об Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года" № 2818-VI от 21 декабря 2010 г. и "Общегосударственной целевой программе развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года".

За короткое время необходимо определить и начать внедрять наиболее приемлемые для наших национальных условий рыночные экономические инструменты управления водными ресурсами, разработать соответствующую нормативно-правовую базу, скорректировать и доработать Водный кодекс Украины.

Реализация этих задач предусматривает взаимную поддержку правительственных и законодательных органов власти, научных учреждений и общественных организаций.

Мы должны понимать, что без экономической составляющей (учитывая то, что за последние 5 лет в сфере управления водными ресурсами сделано немало прогрессивного и инновационного) государство может потерять уже наработанное и будет не способно двигаться вперед.

В очередной раз нужно обратить внимание властных структур на то, что в Украине до настоящего времени не приняты законы о концепции, государственной экономической политике, стратегии устойчивого развития на долгосрочный период, как это уже давно сделано во многих странах, в частности в России и Польше. Дальше затягивать с принятием этих законов и пассивно наблюдать за все большим отставанием в развитии Украины преступно. Считаем, что вновь избранному Парламенту будет необходимо в первую очередь принять эти, а также законы "Об экономической ответственности и стимулировании предприятий и организаций всех форм собственности за соблюдение экологических требований" и "Об экологических аспектах внешнеэкономической деятельности".

По современным оценкам ученых, техногенное давление человека на природу и планету приблизилось к критическому пределу, за которым может наступить катастрофическое разрушение биосферы планеты. Необходимо посмотреть на экономическую науку в целом и на экономику природопользования в частности под принципиально другим углом зрения, а именно - сквозь призму духовности. Для многих ученых уже стало очевидным, что нельзя разрывать и противопоставлять экономику и духовно-нравственную сферу жизни.

Экономические достижения невозможны в аморальном, безнравственном обществе.

Экономическим и эффективным является все то, что человечно, нравственно и духовно.

Поэтому не случайно сегодня особую актуальность приобретает ноосферная социально-экономическая теория, основанная еще в XX в. В. И. Вернадским, утверждающая принципы духовно-нравственного и ненасильственного прогресса общественного производства, что позволит создать антикризисные механизмы хозяйствования, подходящие для любой страны.

Для большей антикризисной устойчивости и обеспечения динамики необходимо начать формирование нового, а именно - ноосферного, мировоззрения и экономического мышления, в первую очередь, у представителей 4 важнейших институтов общества - власти, науки, образования и религии.

В дальнейшем путем разработки социально-эколого-экономического механизма хозяйствования следует достичь укрепления морали в обществе: он должен быть таким, чтобы естественным образом снизились уровни преступного бюрократизма, социального паразитизма, иждивенчества, экономического рейдерства, коррупции и т. п.

Выводы

Сегодня необходимо, чтобы каждый человек понял, что без изменений его отношения к окружающей природной среде и повышения собственной сознательности никакие законы, природоохранные меры, штрафные санкции не смогут в корне изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом, чтобы потомки получили от нас в наследство чистые реки, прозрачную воду, насыщенные жизнью водоемы как предпосылку для счастливого, богатого общества, уже сегодня каждый должен осознать свою ответственность за будущее.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и статьи

Анализ имущества предприятия и источников его формирования
Теоретические основы анализа имущественного положения предприятия и источников формирования средств ...

Анализ использования основных средств предприятия (на примере ООО Росинтер Ресторантс)
Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Суммарная стоимость средств труда и аналогичного имущества составляет основные фонды организации. Основн ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги