image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономические аспекты управления водными ресурсами и водопользование

Это наукоемкое направление требует совершенствования методов прогноза самих явлений и их последствий, а также капиталоемких мер по защите населенных пунктов.

Решить эти проблемы в условиях дефицита государственных денежных средств можно благодаря расширению рыночных отношений в водохозяйственном секторе.

Однако этот процесс должен быть постепенным и продуманным, а не стихийным, поскольку исключительная социальная значимость водных ресурсов требует анализа последствий каждого шага в расширении сферы рыночных действий.

На опыте таких европейских стран, как Франция, Германия и Швеция, мы видим, что в управлении водными ресурсами рыночные инструменты разумно сочетаются с административными рычагами:

устанавливаются рамки действия рынка;

доступ на рынок регулируется антимонопольной политикой путем лицензирования и сертификации;

задаются определенные экономические параметры (виды и ставки налогов, фиксированные платежи в бюджет, налоговые льготы, организационная политика);

определяются направления и суммы расходов бюджетных средств, стратегия инновационной политики.

Однако экономический механизм водопользования базируется на реализации принципа платности и покрытия всех расходов, связанных с управлением водными ресурсами, их развитием и охраной.

Реализация такого экономического механизма осуществляется в виде взыскания платы за все виды водопользования и возмещения всех необходимых расходов на содержание водного хозяйства в надлежащем состоянии.

В то же время водные объекты остаются в собственности государства, что способствует его контролю за рациональным использованием водных ресурсов и их охраной.

Возмещение расходов водного хозяйства реализуется в разных формах, в частности, таких как:

плата за потребление определенного количества воды;

плата за единицу водопользования (человек, пользователь, орошаемый гектар);

плата за превышение лимита воды;

плата за загрязнение воды;

продажа права на воду (плата за лицензию);

налогообложение предприятия, включающее плату за воду;

акционерное право на воду.

Таким образом, наиболее высокая плата за воду приходится на промышленно-коммунальное водоснабжение, которое полностью покрывает долю расходов водного хозяйства на его обслуживание.

Ирригационные водопользователи благодаря государственным дотациям находятся в привилегированном положении.

Развитие водного хозяйства, широкомасштабное водохозяйственное строительство, мелиорация земель осуществляются при полном финансировании со стороны государства с привлечением денежных средств местных бюджетов и землепользователей.

Большинство стран устанавливают цену на воду для промышленности и муниципального потребления с учетом самоокупаемости систем и определенной доли прибыли.

Во многих странах введена блочно-нарастающая система цен, при которой плата в пределах необходимого жесткого норматива осуществляется по минимальной цене, а по мере увеличения забора воды цена прогрессивно растет.

Сельскохозяйственное и коммунальное водоснабжение находится на самоокупаемости.

В развитых странах цена на подачу 1 м3 воды в системах водоснабжения составляет в среднем от 2 до 13 дол./м3.

Интересен опыт экономически развитых стран относительно паевого участия государства в финансировании капитальных вложений и эксплуатационных расходов в водном хозяйстве.

Так, Франция осуществляет 50% капитальных вложений за счет бюджета, 50% - за счет водопользователей и муниципалитетов;

% эксплуатационных расходов покрывают водопользователи и муниципалитеты.

В США 70% капитальных вложений в развитие водного хозяйства осуществляет государство, остальное - водопользователи и местные органы власти, а эксплуатационные расходы на 50% покрываются государством и на 50% - водопользователями и местными органами.

К сожалению, в Украине картина совсем другая.

Бюджетных денежных средств на поддержку водного хозяйства, даже по целевым государственным программам, не хватает. Они направляются, главным образом, на оплату электроэнергии и заработную плату (70-80%), на ремонтные работы расходуется только 20-30%.

О развитии отрасли вообще речь не идет, и это при том, что почти 80% гидротехнических сооружений (особенно насосных станций) превысили свой эксплуатационный срок в 2-2,5 раза.

Давно назрела необходимость в четком определении стратегии и тактики дальнейшего развития (или существования?) водохозяйственно-мелиоративного комплекса Украины, разработке и принятии на государственном уровне Концепции его совершенствования и развития с определением целей, задач, источников финансирования, путей и методов их достижения.

Особое внимание следует уделить вопросам экономических методов регулирования водопользования и его новому хозяйственному механизму. В этой Концепции важно подчеркнуть, что бюджетное финансирование является основой обеспечения национальной безопасности в водном секторе экономики, а средства, поступающие в бюджет в виде платежей за использование водных ресурсов, являются главным источником финансирования программных водохозяйственных и водоохранных мер.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и статьи

Анализ использования основных средств ОАО Автодорремстрой
Теоретические основы эффективности использования основных средств в строительных организациях ...

Экономическая эффективность инвестиционного проекта на примере ОАО Ревдинский Кирпичный завод
Предметом исследования данного курсового проекта является предприятие ОАО «Ревдинский кирпичный завод» специализация которого - производство гранитного щебня. Целью данной курсовой работы является определение показателей экономической эффективности инвестиционного проекта. ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги