image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономические риски в сфере государственной тарифной политики на услуги жилищно-коммунального хозяйства

Тема контрольной работы «Экономические риски в сфере государственной тарифной политики на услуги ЖКХ» по дисциплине «Экономика».

В настоящее время в Украине проводится целый комплекс реформ, связанных с построением демократии и коренным изменением социально-экономических основ общества. Переход на рыночные принципы развития предусматривает реформирование ЖКХ, которое сегодня находится в трудном положении, вызванном как повышением цен на энергоресурсы на мировом рынке, так и высокой степенью износа коммуникаций. Поэтому увеличиваются затраты на содержание сетей, что, в свою очередь, приводит к повышению отпускных цен для потребителей услуг.

В феврале 2011 г. глава представительства МВФ в Украине М. Альер отметил, что одним из условий возобновления кредитования Украины является повышение в 2012 г. цены на газ и теплоснабжение для населения, соответственно, на 32% и 56%. Это означает новый этап увеличения цен на услуги ЖКХ. Подобная политика влечет за собой снижение платежеспособности населения, рост уровня неоплат и количества домохозяйств, обращающихся за субсидиями.

Цель данной работы - определить области экономических рисков государства, связанные с повышением тарифов на услуги ЖКХ в макроэкономическом масштабе. В частности, установить пределы, до которых целесообразно повышать цены на коммунальные услуги, чтобы сохранялся положительный баланс между сборами за эти услуги и выплатами государством субсидий.

Экономические риски в сфере государственной тарифной политики на услуги ЖКХ

Термин "квартплата" был введен в СССР в 1926 г. и предусматривал плату за содержание придомовой территории, мест общего пользования и финансирование административного аппарата управлений жилищно-эксплуатационных организаций.

Исследование проблем ценообразования в ретроспективе подробно изложено в работе Н. А. Гуры, где отмечается, что общий размер затрат на оплату коммунальных услуг составлял около 2% от бюджета средней советской семьи.

Уже в 60-е годы ставки квартплаты не покрывали затрат производителей, в связи с чем они дотировались государством вплоть до распада СССР. В 1994-1995 гг. тарифы были повышены таким образом, чтобы расходы производителей покрывались населением на уровне 80%.

Поскольку значительное количество малообеспеченных семей не имели возможности самостоятельно оплачивать услуги по новым тарифам, с 1995 г. началась программа жилищных субсидий.

В 2009 г. была утверждена "Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы".

Предварительная оценка выполнения этой программы приведена в статье И. Запатриной и Т. Лебеды, где отмечается, что финансирование ЖКХ осуществляется бессистемно, следовательно, является примером неэффективного использования бюджетных средств без ориентации на конечный результат.

Начиная с 1995 г., каждое правительство пытается реформировать систему предоставления субсидий. Последнее изменение вступило в силу 14 июля 2010 г При этом было утверждено, что для назначения жилищной субсидии в пределах нормы владения или пользования общей площадью жилья граждане, зарегистрированные в жилом помещении, платят 15% среднемесячного совокупного дохода.

Если среди зарегистрированных и проживающих в жилом помещении есть дети, инвалиды I или II групп, нетрудоспособные граждане и среднемесячный совокупный доход на 1 зарегистрированного не превышает 50% месячного прожиточного минимума, то размер платы за жилищно-коммунальные услуги составляет 10% среднемесячного совокупного дохода.

За последние 4 года темп роста цен на услуги ЖКХ в среднем составил почти 23% в год, тогда как минимальной и средней заработной платы - 17%, а минимальной пенсии - 13% (рис. 1).

Такое несоответствие темпов роста привело к тому, что стоимость коммунальных услуг увеличивается быстрее, чем доходы домохозяйств и, следовательно, все больше семей обращаются за субсидиями. Так, если в 2010 г. субсидии получали 605 тыс. домохозяйств, то после повышения цен в 2011 г. количество обратившихся за субсидиями увеличилось вдвое и составило 1,291 млн. домохозяйств. В свою очередь, это отразилось на динамике расходов государственного бюджета, направленных на субсидии: за год они выросли на 1,1 млрд. грн. и достигли 7 млрд. грн.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и статьи

Экспортный потенциал предприятий и его развитие
Рассматривая экспорт, следует учитывать такую категорию, как экспортный потенциал. В целом он представляет собой потенциальную возможность той или иной страны экспортировать имеющиеся у нее или производимые ею ресурсы, продукты. В литературе дано множество определений данн ...

Экономическая эффективность производства продукции растениеводства в условиях КФХ Куприн Ростовская область Сальский район
Сущность и значение растениеводства, производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции Растениеводство - основная отрасль сельского хозяйства. Продукция растениеводства имеет огромное экономическое значение для жизни людей, являясь предметом личного потребления ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги