За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Эластичность спроса и предложения
Рыночный механизм регулирования основан на децентрализованном сборе информации. Цены определяют что, как и для кого производить. Однако, полной информации они обеспечить не могут, что ведет к внутренней нестабильности.
Платежеспособный спрос отражает потребность общества в тех или иных товарах и услугах. На спрос, кроме цены воздействуют и неценовые факторы (детерминанты). Если изменяются эти факторы, то изменяется и кривая спроса. Если спрос увеличивается, то кривая смещается вправо - Д1, если спрос уменьшается, то влево - Д2 (слайд 5).
Если рассматривать проблему с точки зрения единственного покупателя, то речь пойдет об индивидуальном спросе. Но конкуренция предполагает значительное число потребителей на рынке. Поэтому в экономическом анализе используется характеристика рыночного спроса, который определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемых каждым покупателем при разных возможных ценах (слайд 6).
После характеристики спроса можем перейти к описанию предложения. Здесь также прослеживается зависимость между ценой и количеством товара (слайд 7).
Изменение неценовых факторов приводит к смещению кривой S. Если предложение увеличивается, то кривая смещается вправо - S1, если предложение падает, то влево - S2.
Определим эластичность спроса и эластичность предложения.
Эластичность отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение.
Эластичность спроса различают по цене и по доходу.
Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности:
Еd/p=DQ%/DР%.
Если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса более, чем на 1%, то такой спрос эластичный; если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса менее, чем на 1%, то такой спрос неэластичный; если снижение цены сопровождается точно таким же увеличением объема спроса - спрос промежуточный.
Выделяют следующие случаи эластичности спроса по цене:
) Еd/p=1 - спрос промежуточный (слайд 8);
2) Еd/p=0 - спрос совершенно неэластичный (слайд 9);
) Еd/p=∞ - спрос совершенно эластичный (слайд 10);
) Еd/p>1 - эластичный спрос (слайд 11);
) Еd/p<1 неэластичный спрос (слайд 12).
Ценовая эластичность определяется и по общей выручке: при эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению общей выручки за счет роста величины спроса на этот товар. При неэластичном спросе изменение общей выручки происходит в том же направлении, что и изменение цен. При промежуточной эластичности увеличение или снижение цены не ведет к изменению общей выручки.
Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, в результате однопроцентного роста дохода. Ее определяют по формуле:
Еd/j=DQ%/DJ%.
Особенность эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров она бывает отрицательной, т.е. с повышением дохода спрос на такие товары снижается. К ним относятся недиетические продукты питания, экологически некачественные продукты и др. (слайд 13-15).
Анализ деятельности предприятия сферы ресторанного бизнеса кафе Лейпциг
кафе организация обслуживание труд
Данная
практика проходила на предприятии сферы ресторанного бизнеса в кафе «Лейпциг»
Практика проходила в рамках учебно-методических указаний по прохождению
профессионально-производственной практики, в связи с чем основной целью данной
прак ...
Экономическая эффективность разработки электронных модулей
(от англ. Scalable Vector Graphics - масштабируемая
векторная графика) - язык разметки масштабируемой векторной графики, созданный
Консорциумом Всемирной паутины (W3C) и входящий в подмножество расширяемого
языка разметки XML, предназначен для описания двумерной векторной и сме ...