image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Сущность олигополии

Олигополия - это такая ситуация, когда число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.

Количество субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существует только два продавца - это дуополия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 24 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствует 2-3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70-80 % рынка.

По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К первым относят такие отраслевые структуры, где представлены 2-8 продавцов, ко вторым - более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разраженной олигополии это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

Выделяют следующие причины становления олигополии:

· в некоторых отраслях эффективное производство возможно только на крупных предприятиях (эффект масштаба);

· владение патентами и контроль над сырьем;

· поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;

· эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться за счет укрупнения ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;

· научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

Олигополии присущи следующие черты:

· наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

· контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

· наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего - эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

· взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Анализ внешней среды предприятия
Исследование внешней среды промышленного предприятия является важным направлением стратегического управления предприятием. Анализ основных элементов внешней среды необходим для своевременного выявления угроз и возможностей предприятия и принятия оптимальных управленчески ...

Эффективность используемых систем противопожарной защиты
ономический пожарный безопасность ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги