image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Оценка финансового состояния и экономических показателей предприятия

Из таблицы 2.13 вытекают следующие основные выводы и заключения.

Первое. Удельный вес стоимости основных средств и внеоборотных активов хозяйства за три изученных года существенно уменьшился. На 1-е января 2008 г. удельный вес основных средств составлял 66,1 % от итога (валюты) баланса.

На 31 декабря 2010 г. данный показатель составлял 44,5 %, т.е., как видно из последней графы, сократился на 32,75 %. Правда, при этом в абсолютных размерах стоимость основных средств возросла со 146,0 млн.руб. до 234,3 млн.руб. Сократился до нуля удельный вес долгосрочных финансовых вложений (покупка облигаций и акций других предприятий). Их доля в валюте баланса в 2008 г. составляла 0,03 %, а в 2010 г. - 0 %.

Незавершенное строительство увеличилось не только по абсолютной величине (с 1,0 тыс.руб. на начало 2008 г. до 29706 тыс. руб. на конец 2010 г.), но и относительно. Изменение удельного веса этого показателя составило 4,6 %, что отражено в последней графе таблицы.

В целом же доля внеоборотных активов в общей величине валюты баланса уменьшилась с 66,1 до 50,7 %, что составило 24,2 %.

Второе. При уменьшении удельного веса труднореализуемых внеоборотных активов (основных средств) удельный вес среднереализуемых оборотных активов (материалов) также уменьшился почти на 32 % - с 31,5 до 21,5 % валюты баланса. При этом уменьшилась доля готовой продукции и товаров для предпродажи: с 5,7 до 3,5 % валюты баланса (в абсолютных размерах - с 12,7 до 18,1 млн руб.) За этим фактом скрывается менее рациональная сбытовая (маркетинговая) политика предприятия: произведя готовую продукцию - зерно, семена подсолнечника, муку, сахар, - предприятие реализует ее в наиболее подходящие моменты, когда реализационные цены оказываются наиболее приемлемыми для продавца, а в том же году.

В абсолютном измерении это выразилось в ее роста с 3,0 млн руб. до 117,5 млн руб., а в относительном (по удельному весы в валюте баланса) - с 1,4 до 22,3 %.

Третье. Существенно изменились источники формирования (т.е. финансирования) имущества предприятия. В начале изученного трехлетнего периода за счет капитала и резервов (т.е. за счет собственных средств предприятия) было сформировано 86,9% всех активов.

К концу 2009 г. удельный вес собственных источников уменьшился до 41,8 % всех пассивов, т.е. более чем вдвое. При этом доля долгосрочных и краткосрочных заемных средств весьма существенно возросла, особенно долгосрочных.

Сумма долгосрочных кредитов и займов в формировании активов предприятия в начале 2008 г. была равна всего 10000 тыс. руб., а в конце 2010 г. - 229,4 млн руб. Сумма краткосрочных кредитов (т.е. со сроком возврата до одного года) уменьшилась с 18967 тыс. до 7455 тыс. руб., а их удельный вес в общей сумме пассивов (источников формирования активов) сократился с 8,6 до 1,4 %. В целом же увеличение привлеченных источников (долгосрочных пассивов) было весьма значительным: более чем в 12,6 раза. При этом важно отметить, что подобное увеличение доли привлеченных долгосрочных средств в формировании активов предприятия в финансовом менеджменте считается выгодным для хозяйствующего субъекта.

Таким образом, сделаем вывод о том, что за рассмотренные три года структура баланса хозяйства существенно ухудшилась, хотя в ней и возросла доля отдельных более ликвидных активов - дебиторской задолженности, которую вполне вероятно удастся превратить в «живые деньги». Для формирования активов предприятие стало в крупных масштабах привлекать чужие деньги, что облегчает и делает более быстрым его экономический рост, но и создает угрозы его финансовому положению.

Сходные закономерности выявляются при анализе движения средств финансирования инвестиций предприятия в 2008-2010 гг.

Для того чтобы предприятие имело возможность наращивать стоимость своих активов, прибегая к заимствованию привлеченных финансовых ресурсов в относительно небольших размерах (т.е. не удлиняя плечо финансового рычага более чем на рекомендуемые 30 % общей величины пассивов баланса), нужно всемерно увеличивать объемы реализуемой продукции, товаров, работ, услуг.

Таблица 2.14 Динамика структуры товарной продукции в СПК «Дружба» в 2008-2010 гг

Выручка от продаж по видам продукции

Годы

2010 г. в % к

2008

2009

2010

2008

2009

Зерновые и зернобобовые, тыс.руб.

19435

34571

53474

275,1

154,7

Удельный вес в общей выручке, %

19,6

24,8

31,9

162,8

128,6

Подсолнечник, тыс.руб.

4098

5635

19053

464,9

338,1

Удельный вес в общей выручке, %

4,1

4,0

11,4

278,0

285,0

Сахарная свекла, тыс.руб.

11944

28391

19120

160,1

67,3

Удельный вес в выручке, %

12,0

20,4

11,4

95,0

55,9

Продукция растениеводства после переработки, тыс.руб.

21957

12238

7717

35,1

63,1

Удельный вес в общей выручке, %

22,1

8,8

4,6

20,8

52,3

Итого продукции растениеводства, тыс.руб.

57525

80918

99403

172,8

122,8

Удельный вес в общей выручке, %

58,0

58,2

59,2

102,1

101,7

КРС, тыс.руб.

2423

6930

9873

407,5

142,5

Удельный вес в общей выручке, %

2,4

5,0

5,9

425,8

118,0

Свиньи, тыс.руб.

9276

13606

19363

208,7

142,3

Удельный вес в общей выручке, %

9,4

9,8

11,5

122,3

117,3

Молоко, тыс.руб.

25762

23002

24161

93,8

105,0

Удельный вес в общей выручке, %

26,0

16,5

14,4

55,4

87,3

Итого продукции животноводства, тыс.руб.

40408

55637

66862

165,5

120,2

Удельный вес в общей выручке, %

40,8

41,8

39,8

97,5

95,2

Прочая продукция, работы, услуги, товары

1227

-

1550

126,3

-

Удельный вес в общей выручке, %

1,2

-

1,0

33,3

-

Всего выручки

99160

139143

167815

169,2

120,6

Темп роста, %

100

140,3

120,6

-

-

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации и статьи

Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и А. Маршалла
Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для поз ...

Экономические показатели разработки программного продукта
Приступая к разработке сложных программных проектов заказчикам и разработчикам, прежде всего, важно понимание целесообразности их создания и оценка возможной экономической эффективности применения готового продукта, окупаемости затрат на разработку и использование. Поэтому т ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги