image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Понятие, факторы и оценка конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие не только качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис. реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применение данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Так, в некоторых источниках «…под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов» [1]. Другие же понимают под конкурентоспособностью товара «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках» [2].

Словари дают следующие толкования этого слова:

1) «…конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [3].

2) «…конкурентоспособность товара - способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [4].

Все эти определения имеют один небольшой недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, т.е. сумму всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение «качество / цена потребления, кроме того, в этом понятии не учитывается конкурентоспособность предприятия».

Но наиболее общее понятие, охватывающее и конкурентоспособность предприятия, на мой взгляд, такое: «конкурентоспособность - количественный показатель доходности производства или выгодности применения товарной продукции в условиях наличия конкуренции и при соблюдении необходимых качественных требований общего плана (экологические стандарты, патентная чистота и т.п.), выражающаяся непосредственно в единицах стоимости».

Схема, классифицирующая показатели конкурентоспособности продукта приведена в Приложении А.

В свою очередь, конкурентоспособность фирмы характеризуется следующими показателями:

. Доля рынка, контролируемого фирмой:

в реализуемой на рынке продукции отрасли, в которую входит фирма;

по основным продуктам фирмы на национальном рынке;

на целевых внешних рынках или в импорте соответствующих стран;

в экспорте страны по соответствующим товарам.

. Показатели инновационной деятельности фирмы:

количество сотрудников, занятых НИОКР, и их доля в персонале фирмы;

размеры затрат фирмы на НИОКР;

количество выданных фирме патентов;

количество проданных фирмой лицензий;

количество созданных продуктов рыночной новизны.

. Показатели производственной деятельности:

динамика стоимости валового продукта, произведенного фирмой;

динамика производства основных видов продуктов фирмы;

производительность труда в производстве;

затраты (издержки) на производственный персонал;

структура издержек производства;

количество новых изделий, освоенных производством;

инвестиции в производство.

. Маркетинговая деятельность:

степень интеграции маркетинга в деятельность фирмы;

наличие или отсутствие службы (отдела) маркетинга;

оценка эффективности работы службы маркетинга;

глубина знания рынка и его возможностей;

расходы на рекламу (суммарные и в расчете на единицу реализованных продуктов);

качество поставляемых на рынок товаров;

защищенность производимой продукции патентами;

послепродажное обслуживание (оценка по анкетным данным).

. Вовлеченность во внешнеэкономические связи:

воздействие экспорта и импорта фирмы на ее производственные и сбытовые показатели (самооценка);

экспортная квота в производстве фирмы;

стоимость экспорта и импорта фирмы в динамике;

динамика экспорта основных товаров фирмы;

динамика экспорта фирмы и ее основных конкурентов;

эффективность экспортной политики фирмы.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Электронные платежные системы классификация и сравнительные характеристики
Вместе с изобретением сформировались различные платежные системы.[2] Платежная система - это совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, которые обеспечивают перевод какой-либо стоимости от одного субъекта экономики к другому.[3] Однако с течением времени ко ...

Анализ и резервы улучшения использования основных средств СХА Грековский Кировской области, Тужинского района
Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение, конкурентоспособность на рынке. Проблема повышения эффективности использова ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги