image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Понятие, факторы и оценка конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие не только качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис. реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применение данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Так, в некоторых источниках «…под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов» [1]. Другие же понимают под конкурентоспособностью товара «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках» [2].

Словари дают следующие толкования этого слова:

1) «…конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [3].

2) «…конкурентоспособность товара - способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [4].

Все эти определения имеют один небольшой недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, т.е. сумму всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение «качество / цена потребления, кроме того, в этом понятии не учитывается конкурентоспособность предприятия».

Но наиболее общее понятие, охватывающее и конкурентоспособность предприятия, на мой взгляд, такое: «конкурентоспособность - количественный показатель доходности производства или выгодности применения товарной продукции в условиях наличия конкуренции и при соблюдении необходимых качественных требований общего плана (экологические стандарты, патентная чистота и т.п.), выражающаяся непосредственно в единицах стоимости».

Схема, классифицирующая показатели конкурентоспособности продукта приведена в Приложении А.

В свою очередь, конкурентоспособность фирмы характеризуется следующими показателями:

. Доля рынка, контролируемого фирмой:

в реализуемой на рынке продукции отрасли, в которую входит фирма;

по основным продуктам фирмы на национальном рынке;

на целевых внешних рынках или в импорте соответствующих стран;

в экспорте страны по соответствующим товарам.

. Показатели инновационной деятельности фирмы:

количество сотрудников, занятых НИОКР, и их доля в персонале фирмы;

размеры затрат фирмы на НИОКР;

количество выданных фирме патентов;

количество проданных фирмой лицензий;

количество созданных продуктов рыночной новизны.

. Показатели производственной деятельности:

динамика стоимости валового продукта, произведенного фирмой;

динамика производства основных видов продуктов фирмы;

производительность труда в производстве;

затраты (издержки) на производственный персонал;

структура издержек производства;

количество новых изделий, освоенных производством;

инвестиции в производство.

. Маркетинговая деятельность:

степень интеграции маркетинга в деятельность фирмы;

наличие или отсутствие службы (отдела) маркетинга;

оценка эффективности работы службы маркетинга;

глубина знания рынка и его возможностей;

расходы на рекламу (суммарные и в расчете на единицу реализованных продуктов);

качество поставляемых на рынок товаров;

защищенность производимой продукции патентами;

послепродажное обслуживание (оценка по анкетным данным).

. Вовлеченность во внешнеэкономические связи:

воздействие экспорта и импорта фирмы на ее производственные и сбытовые показатели (самооценка);

экспортная квота в производстве фирмы;

стоимость экспорта и импорта фирмы в динамике;

динамика экспорта основных товаров фирмы;

динамика экспорта фирмы и ее основных конкурентов;

эффективность экспортной политики фирмы.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Экономические взгляды Аристотеля
Феномен эллинской культуры - зарождение философии, литературы, искусства, науки и их поразительно быстрый расцвет в древней Греции - с давних пор привлекал внимание ученых самых различных специальностей. Возникновение новой культуры, особенностью которой становится рационали ...

Экономический рост
Экономический рост является одной из центральных задач экономики, проблемы его развития являются предметом пристального внимания ученых, экономистов и политиков. Этот вопрос актуален, так как растущая экономика способна удовлетворять новые потребности и решать социально - э ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги