За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие не только качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис. реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
В силу многоаспектности применение данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
Так, в некоторых источниках «…под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов» [1]. Другие же понимают под конкурентоспособностью товара «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках» [2].
Словари дают следующие толкования этого слова:
1) «…конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [3].
2) «…конкурентоспособность товара - способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [4].
Все эти определения имеют один небольшой недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, т.е. сумму всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение «качество / цена потребления, кроме того, в этом понятии не учитывается конкурентоспособность предприятия».
Но наиболее общее понятие, охватывающее и конкурентоспособность предприятия, на мой взгляд, такое: «конкурентоспособность - количественный показатель доходности производства или выгодности применения товарной продукции в условиях наличия конкуренции и при соблюдении необходимых качественных требований общего плана (экологические стандарты, патентная чистота и т.п.), выражающаяся непосредственно в единицах стоимости».
Схема, классифицирующая показатели конкурентоспособности продукта приведена в Приложении А.
В свою очередь, конкурентоспособность фирмы характеризуется следующими показателями:
. Доля рынка, контролируемого фирмой:
в реализуемой на рынке продукции отрасли, в которую входит фирма;
по основным продуктам фирмы на национальном рынке;
на целевых внешних рынках или в импорте соответствующих стран;
в экспорте страны по соответствующим товарам.
. Показатели инновационной деятельности фирмы:
количество сотрудников, занятых НИОКР, и их доля в персонале фирмы;
размеры затрат фирмы на НИОКР;
количество выданных фирме патентов;
количество проданных фирмой лицензий;
количество созданных продуктов рыночной новизны.
. Показатели производственной деятельности:
динамика стоимости валового продукта, произведенного фирмой;
динамика производства основных видов продуктов фирмы;
производительность труда в производстве;
затраты (издержки) на производственный персонал;
структура издержек производства;
количество новых изделий, освоенных производством;
инвестиции в производство.
. Маркетинговая деятельность:
степень интеграции маркетинга в деятельность фирмы;
наличие или отсутствие службы (отдела) маркетинга;
оценка эффективности работы службы маркетинга;
глубина знания рынка и его возможностей;
расходы на рекламу (суммарные и в расчете на единицу реализованных продуктов);
качество поставляемых на рынок товаров;
защищенность производимой продукции патентами;
послепродажное обслуживание (оценка по анкетным данным).
. Вовлеченность во внешнеэкономические связи:
воздействие экспорта и импорта фирмы на ее производственные и сбытовые показатели (самооценка);
экспортная квота в производстве фирмы;
стоимость экспорта и импорта фирмы в динамике;
динамика экспорта основных товаров фирмы;
динамика экспорта фирмы и ее основных конкурентов;
эффективность экспортной политики фирмы.
Анализ ЗАО Бурвод
Производственная практика - это форма учебных занятии в
организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно -
правовых форм.
Производственная практика проводится
с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по
управлению трудо ...
Экономическая роль профсоюзов мировой и российский опыт
В настоящее время работники предприятия и работодатели могут
создавать специальные органы, представляющие их интересы, для защиты своих прав
и отражения коллективных договоренностей в форме, определенной
законодательством. Конституция Российской Федерации закрепляет право ка ...