image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Понятие, факторы и оценка конкурентоспособности предприятия

. Финансовые показатели деятельности фирмы:

прибыльность (убыточность) хозяйственной деятельности фирмы в динамике;

краткосрочная и долгосрочная задолженность фирмы;

дебиторская задолженность фирме;

кредитные возможности фирмы;

инвестиционные средства, полученные фирмой из зарубежных источников;

воздействие валютных колебаний на финансовые показатели фирмы и ее устойчивость;

ценовая политика как фактор финансового благополучия фирмы и ее ценовой конкурентоспособности.

Концепция маркетинга требует от компании не просто способности удовлетворять нужды потребителей, а делать это лучше, чем конкуренты. Потребители выбирают те фирмы, которые предлагают им большие блага. Если фирма не обладает конкурентными преимуществами, она потеряет долю рынка или, чтобы удержать ее, будет вынуждена снизить цены.

Чтобы привлечь наибольшее число клиентов необходимо не только быть лучше своих конкурентов на рынке товаров или услуг, но фирме следует также не стоять на месте, а развиваться, совершенствоваться, повышать качество товаров и уровень обслуживания. Компания должна не только систематически отслеживать степень эффективности удовлетворения потребностей потребителей, но и сравнивать ее с достижениями конкурентов.

Процедура сравнения включает пять этапов:

1. Определение критериев оценки. В процессе исследования рынка должны быть выявлены элементы качества продукции и обслуживания, представляющие наибольшую ценность для потребителей.

2. Оценка потребителями, в соответствии с данными критериями продукта и услуг фирмы.

3. Оценка потребителями деятельности компаний-конкурентов.

4. Определение сильных и слабых сторон компании в сравнении с конкурентами.

5. Составление плана мероприятий. Необходимо создать специальную группу, задача которой заключается в анализе полученных данных и определении способов преодоления отставания.

Переоценить значение сравнительного анализа невозможно. Он заставляет руководителя фирмы по-новому взглянуть на потребителей и конкурентов, не позволяет чрезмерно обольщаться достигнутыми результатами и стимулирует к активным действиям.

Именно конкурентоспособность предприятия или фирмы можно рассматривать как один из параметров мотивации работников к труду. Но скорее всего данный фактор необходимо отнести не к стимулированию начальника своих служащих, а точнее как самомотивация себя, как члена организации, а, следовательно, как одного из важных звеньев, от которых зависит положение предприятия на рынке.

Рисунок 1.1 - Конкурентная среда

Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену». В этом смысле можно определить конкурентный рынок как тип, противоположный монопольной структуре. С другой стороны конкуренция могла бы быть определена с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм - соперников на данном рынке. С этих позиций олигополию, например, как соперничество среди нескольких и монопольную конкуренцию, как соперничество среди многих фирм путем дифференциации продукта, можно охарактеризовать как формы конкуренции, которые характеризуются наличием рыночного соперничества. Однако, как известно, эти типы рыночной структуры не являются рыночной конкуренцией.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и статьи

Анализ деятельности ОП ОАО Завод Универсал
экономический Местом прохождения производственной практики является ОП ОАО «Завод Универсал». Цель практики - систематизация, закрепление и расширение полученных знаний, приобретение умений и навыков в процессе самостоятельного решения задач в области экономики, организац ...

Анализ деятельности ОАО Кузбасская топливная компания
угольный промышленность экономика В настоящее время угольная промышленность - это один из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Основу производственного потенциала российской угольной промышленности второго десятилетия XXI века составят высок ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги