image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Сущность категории "человеческий капитал" и эволюция научных подходов к ее исследованию

В отличие от вещественного капитала помимо способности приносить денежную отдачу человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для владельца. Более того, как справедливо отмечают ученые, "непосредственной полезностью может обладать и сама процесс накопления человеческого капитала". Косвенными неденежными выгодами являются более высокий социальный статус человека, общественная активность, карьерные перспективы, психологический выигрыш, моральное удовлетворение и др.

Третьей особенностью человеческого капитала является его возможность реализоваться только в труде своего обладателя. Поэтому покупатель, приобретая право на использование услуг человеческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права которой он обязан соблюдать, что приводит к значительной насыщенности рынка труда институциональными структурами. По мнению исследователей, "процесс социального воспроизводства в институциональном аспекте можно представить как цепочку отношений и институтов, связанных с последовательными стадиями производства и использования человеческого капитала. Одна часть цепочки характеризует институты подготовки и формирования этого капитала, другая - институты его использования" [2, с.553]. В первой части авторы особо выделяют институт профессионального образования, регулирующий процессы образования, воспитания и бучения; во второй части - институт социально-трудовых отношений и институт профессий.

Четвертая особенность человеческого капитала заключается в том, что для него характерны более продолжительные сроки окупаемости и длительный период оборота. Так, например, время получения общего и специального образования составляет не менее 10-15 лет, и лишь по его окончании вложения в человеческий капитал начинают приносить отдачу, возрастающую по мере накопления производственного опыта. Кроме того, важно отметить необходимость постоянных целенаправленных инвестиций в развитие человеческого капитала на протяжении всего жизненного цикла человека.

Можно сделать вывод, что сущностное ядро теории человеческого капитала представляет собой инвестиционную трактовку затрат на качественное совершенствование человеческого капитала, формирование совокупности производительных способностей населения и развитие его потребностей, обоснование значимости данных нематериальных инвестиций в обеспечении экономического роста, повышении эффективности и конкурентоспособности экономики. Главный вклад данного направления в развитие экономической теории заключается в том, что впервые была последовательно обоснована экономическая целесообразность стратегических вложений как индивидами, так и обществом в целом в приобретение образования, квалификации, формирование и накопление совокупности производительных способностей человека. Накопленный в процессе образования и трудовой деятельности запас способностей, знаний навыков, мотивации, т.е. индивидуальный человеческий капитал, способен приносить отдачу, реализуясь в более высокой результативности труда и в более высоких заработках.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XX ст. в русле неоклассической парадигмы возникла современная теория человеческого капитала, в числе основоположников которой следует назвать Т. Шульца, Г. Беккера, Дж. Мицера и др. [11, с.14]. Это научное направление плодотворно развивалось в трудах Й. Бен-Порэта, М. Блауга, С. Боулса и других известных ученых. Подчеркивая важное место теории человеческого капитала в мировой экономической науке, М. Блауг отмечал: "… теория человеческого капитала на самом деле является прекрасным примером исследовательской программы: ее нельзя свести к единой теории, к простому применению стандартной теории капитала к определенным экономическим явлениям; и в то же время она сама выступает в качестве подпрограммы в рамках более широкой неоклассической исследовательской программы в той мере, в которой является просто применением стандартных неоклассических концепций к феноменам, прежде не рассматривавшимся экономистами-неоклассиками".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и статьи

Экономическая диагностика регионов
Тема курсовой работы «Экономическая диагностика регионов» по дисциплине «Управление экономикой». В последние годы активизировался поиск методов, призванных содействовать поступательному развитию как отдельных территорий (населенных пунктов, районов, областей), так и гос ...

Экономический раздел дипломного проекта
Экономический раздел имеет свое четко определенное место и значение в общей структуре дипломного проекта, представляющего заключительный этап учебного процесса, на котором происходит окончательное формирование грамотного инженера специалиста. Проводимое в экономическом ра ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги