За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Следовательно, при определении человеческого капитала в структуре его компонентов целесообразно учитывать предпринимательские способности, значимая роль которых в процессе экономического развития отмечается многими исследователями. Сущность предпринимательской деятельности, как показал Й. Шумпетер, состоит не в создании нового знания, а в осуществлении нововведений, связанных с поиском решения новейших задач, преодолением инерции социальной среды, в результате которых возникает новая производственная функция, изменяющая условия экономического равновесия. Другая сторона предпринимательской деятельности состоит в оптимизации использования ресурсов в условиях создавшегося неравновесия, в основе которой лежит так называемая аллокативная способность, включающая способность воспринимать информацию, корректно ее интерпретировать и предпринимать действия по перемещению ресурсов в ответ на изменение экономической ситуации.
Таким образом, при определении человеческого капитала в качестве его важнейшей составляющей необходимо учитывать совокупность интеллектуальных, предпринимательских и инновационных способностей, мобильности, креативности и других качественных характеристик, приобретаемых в течение жизненного цикла человека и используемых в целях достижения высокой результативности труда. При этом отметим, что влияние целенаправленно сформированных активов человеческого капитала на доход гораздо более значимо, чем воздействие таких факторов, как врожденные способности. Из этого следует, что базовой составляющей человеческого капитала в условиях инновационного развития экономики является его образовательная компонента - как самая динамичная и эффективная. В качестве аргументов данной точки зрения можно привести следующие. Во-первых, учитывая характер труда в современной экономике, здравоохранение не создает дополнительные способности индивидов, а лишь обеспечивает более длительное и интенсивное их использование. Во-вторых, в общественной системе, как показали зарубежные исследования, наблюдается устойчивая положительная корреляция между уровнем образования и другими составляющими человеческого капитала (в том числе состоянием здоровья, за которым в основном следит образованная часть населения), т.е. образование может рассматриваться как базовый капиталообразующий фактор и для других позитивно оцениваемых качеств работников. В-третьих, образовательный уровень является важнейшим фактором, определяющим политическое и социальное поведение. Согласно результатам зарубежных исследований, более высокий уровень образования усиливает общественную и социальную активность, повышает способности к организации, сотрудничеству и взаимодействию. Образование снижает риск преступности, способствуя социализации индивидов.
Однако на современном этапе основным механизмом воздействия человеческого капитала на экономическое развитие становится влияние его инновационной компоненты.
Современный этап общественного развития, сопряженный с технологической и управленческой трансформацией процесса труда, с одной стороны, приводит к неизбежным изменениям в структуре человеческого капитала и характере влияния его активов на экономическое развитие. С другой стороны, готовность к восприятию радикальных изменений определяется состоянием человеческого капитала страны. Информационные технологии, становясь ключевым компонентом трудового процесса, трансформируют содержание человеческого капитала, в первую очередь ввиду того, что с ними связана возможность реализации инновационных способностей людей и обеспечения обратной связи на уровне исполнителей, а также гибкой и приспосабливаемой инфраструктуры управления производством. Интенсификация инновационных процессов в экономике, широкое распространение информационных и компьютерных технологий пронизывающих все сферы экономической деятельности, глобализация экономической активности принципиально изменили требования к качественным характеристикам работников. Ключевая роль знаний, возможность их освоения, накопления и использования в обеспечении экономического роста получили широкое общественное признание. Вместе с тем быстрое устаревание знаний, повышение образовательных требований к рабочей силе, интеллектуализация труда приводят к изменению структуры человеческого капитала, вносят коррективы в процесс его формирования, накопления и условий эффективной практической реализации [11, с.50].
Экспортный потенциал предприятий и его развитие
Рассматривая
экспорт, следует учитывать такую категорию, как экспортный потенциал. В целом
он представляет собой потенциальную возможность той или иной страны
экспортировать имеющиеся у нее или производимые ею ресурсы, продукты. В
литературе дано множество определений данн ...
Анализ и совершенствование деятельности организации (на примере ООО Морозов)
Для обеспечения эффективного функционирования организации требуется
экономически грамотное управление её деятельностью, которое во многом
определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции
развития, обосновываются бизнес-планы, принимаются управленч ...