image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Использование зарубежного опыта регулирования экономики в условиях Казахстана

Несколько иначе обстоит дело с регулированием экономики в Германии, где большое внимание уделяется защите конкуренции и условиям функционирования рынка, усилению антимонопольной деятельности государства и его контролирующей функции по запрещению слияния господствующих на рынке предприятий, расширению социальной функции разрабатываемых планов и программ и др.

Обобщая имеющийся опыт планирования в различных странах выделяют ряд его основных выгод с позиции совершенствования маркетинговой службы. В частности, планирование:

) поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;

2) ведет к более четкой координации усилий, предпринимаемых государством и хозяйствующими субъектами;

) ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля их выполнения;

) заставляет четко определить задачи и политические установки;

) делает более подготовленным к внезапным переменам;

) наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Опыт рассматриваемых стран свидетельствует также о том, в арсенале мощных рычагов государственного регулирования экономики достойное место занимает механизм использования финансово-бюджетных ресурсов и взимания налогов. Во-первых, через финансирование (субсидии, дотации, субвенции, планирование бюджетных расходов) осуществляется политика решения проблем народнохозяйственных приоритетов и ускоренного развития наукоемких отраслей. Так, в Италии, Норвегии, Дании, Швеции, Бельгии и в ряде других стран доля национального дохода распределяемая через государственный бюджет, составляет более 50%, а во Франции, Австрии ФРГ - около 50%. Этот показатель по США и Японии находится на уровне 30%.

Во-вторых, в осуществлении структурно-инвестиционной политики важная роль отводится механизму налогообложения позволяющему повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в ускоренном развитии обрабатывающих отраслей промышленности и производств, обеспечивающих выпуск импортозаменяющих и конкурентоспособных видов продукции.

Практика хозяйственной жизни передовых, промышленно развитых стран мира показывает, что составной частью и весьма гибким инструментарием «интенсивной модели экономического роста» является денежно-кредитный механизм регулирования экономики. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Отсюда ясно видно, что имеется тесная взаимосвязь между такой политикой и осуществлением стимулирующей (при наличии безработицы) и сдерживающей (при наличии инфляции) фискальной политики. Также ясно, что кредитно-денежный механизм государственного регулирования окажет вышеуказанную «помощь» только в том случае, если его использование будет ориентировано на производство материальных благ, а не на обращение готовой продукции (т.е. не на обогащение коммерческо-спекулятивных структур). При рассмотрении данного механизма весьма важно четко представлять и разницу в организации государственных кредитов и кредитов, предоставляемых банками.

Изучая опыт использования данного механизма в странах с развитой рыночной системой, можно сделать вывод: если фискальная и монетарная политика осуществляется в русле достижения общегосударственных целей и народнохозяйственных приоритетов, то очень важно, чтобы уровень ставок процента за кредит находился под прямым государственным контролем и косвенным регулированием. При депрессивном состоянии экономики и активизации фискальной политики выглядело бы явно алогичным снижение роли кредита в стимулировании производственных инвестиций. Представление кредитных и налоговых льгот, чрезвычайная гибкость внешнеэкономической тарифной политики и др. - довольно надежные и испытанные рычаги эффективного государственного регулирования, о чем красноречиво говорят итоги анализа их применения в США, Великобритании, Германии, Канаде, Японии, Южной Корее, Франции, Италии и др. странах. Но этот опыт был проигнорирован, когда правительство Казахстана приняло в начале 1994 года решение об отмене всяких кредитных и налоговых льгот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и статьи

Экономическая эффективность инвестиционного проекта на примере ОАО Ревдинский Кирпичный завод
Предметом исследования данного курсового проекта является предприятие ОАО «Ревдинский кирпичный завод» специализация которого - производство гранитного щебня. Целью данной курсовой работы является определение показателей экономической эффективности инвестиционного проекта. ...

Анализ источников формирования капитала организации
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было с ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги