image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Использование зарубежного опыта регулирования экономики в условиях Казахстана

Представляется, что использование положительного зарубежного опыта государственного управления в условиях социально-хозяйственной системы Казахстана будет значительно затруднено, если неучитывать при этом две главные ее особенности: 1) после развала СССР как единого государства получения республиканской политической и экономической принципиально новое содержание приобрели вопросы формирования и осуществления внешнеэкономической политики, объективно ориентированной на достижение и поддержание ее экономической независимости; 2) в мировой экономической истории не было аналогов тому, что происходило в 1992 -1997 гг. в Казахстане - переход от жестко централизованной плановой модели, характеризующейся полным отсутствием хозяйственно-политической самостоятельности, к рыночной модели хозяйствования, где механизмы последнего могут действовать только в условиях либерализации экономики (в разумных пределах) и развития конкуренции среди субъектов рынка. Уже имеющийся опыт показывает, что игнорирование этих особенностей зачастую приводит к неверным решениям, осуществление которых наносит общественной жизни экономический и социально психологический вред. Так, например, мгновенный по историческим меркам отказ от планирования как основного механизма централизованной системы управления народным хозяйством при отсутствии налаженных рычагов управления рыночной «машиной» привел к значительной потере управляемости экономикой, появлению ее псевдорыночных элементов, углублению кризисных ситуаций из-за падения производства и престижа честного и производительного труда, росту экономической преступности и укреплению так называемой теневой экономики, криминогенности определенной части внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей, отсутствию условий выполнения решений вышестоящих органов власти и т.д. И только теперь мы, следуя общей логике развития экономических систем, вынуждены констатировать, что нам необходимо очень конкретно, осторожно продуманно вспомнить о роли государства, то есть ввести постепенные рычаги государственного влияния, которые используются во всех странах.

Кратко остановимся на проблемных вопросах использования зарубежного опыта экономического регулирования применительно к Казахстану.

Существует необходимость планирования развития социально-экономических процессов. Но в отличие от прежней практики научно-методологические и организационные основы разработки и реализации планов должны быть лишены административно-директивной сущности и играть рекомендательно-регулятивную и стимулирующую роль для активной хозяйственной деятельности, основанной как на государственной, так и на частной собственности.

Здесь главная проблема заключается в достижении такого положения, когда стратегические планы государственных и частных предприятий «подпитывались» бы показателями стратегических планов по народному хозяйству и в то же время служили интересам выполнения последних. Поскольку валовый национальный продукт, как главный индикатор здоровья экономики представляет собой сумму всех доходов, полученных от производства всего объема продукции (услуг) данного года, можно было бы направления «движения» этих доходов использовать для характеристики взаимосвязей разработки планов и их осуществления хозяйствующими субъектами.

Следовало бы подчеркнуть еще одну важную проблему. В зарубежных странах с рыночной экономикой важную роль играют стратегические планы предприятий и фирм, разрабатываемые и осуществляемые по общепринятой методологии. Изучение последней и обеспечение сочетания индикативного планирования по народному хозяйству (отраслям, регионам) со стратегическим планированием по первичным его звеньям и составляет суть указанной проблемы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и статьи

Экономическая политика стимулирования предложения
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. Совокупное предложение находится в зависимости от уров ...

Анализ и совершенствование деятельности организации (на примере ООО Морозов)
Для обеспечения эффективного функционирования организации требуется экономически грамотное управление её деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, обосновываются бизнес-планы, принимаются управленч ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги