image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Управление конкурентоспособностью фирмы

Современное толкование понятия конкурентоспособности, как многофакторного экономического процесса реализации конкурентных отношений, предполагает важнейшее условие его осуществления - управление конкурентоспособностью предприятия.

При этом в немногочисленных источниках, посвященных проблематике управления конкурентоспособностью организаций (рыночных субъектов), целостное системное определение понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» отсутствует.

Только в работе Фатхутдинова Р.А. отмечается, что «составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества».

В общем случае под управлением понимается «целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, обеспечивающий наиболее эффективное выполнение задач».

Рассматривая управление конкурентоспособностью предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что, прежде всего, это управление экономическими процессами и, соответственно, складывающимися при их осуществлении специфическими экономическими отношениями (рыночными конкурентными отношениями). Соответственно объектами управления конкурентоспособностью являются конкурентные отношения, а субъектами - разноуровневые органы управления предприятием и его менеджмент.

В то же время конкурентоспособность, рассматриваемая как процесс реализации специфических экономических отношений, является категорией динамичной и целенаправленной. Данная динамика обусловлена динамикой внешних и внутренних факторов, вызываемой изменением конкурентной (рыночной) среды вследствие ее нестабильности. Поэтому факторы конкурентоспособности предприятия могут рассматриваться в своей динамике как управляемые параметры, управление которыми направлено на формирование, поддержание и развитие конкурентных преимуществ предприятия.

Тогда, сообразно вышесказанному, под управлением конкурентоспособностью предприятия будем понимать научнообоснованный и целенаправленный процесс воздействия разноуровневыми субъектами управления предприятием на конкурентные отношения, обеспечивающий эффективное решение задач формирования, поддержания и развития конкурентного преимущества.

Данное определение, во-первых, осуществляет целеполагание, т.е. четко фиксирует цель, которая должна быть достигнута субъектом управления в процессе управления конкурентоспособностью предприятия, а именно: формирование, поддержание и развитие конкурентного преимущества любого предприятия. Во-вторых, определение указывает на целевую направленность управления конкурентоспособностью предприятия. В-третьих, определение достаточно точно отвечает на вопрос, кто конкретно осуществляет управление, указывая на активную роль в этом процессе различных субъектов управления в зависимости от уровня управления (стратегического - верхнего уровня управления, тактического и оперативного - среднего и нижнего уровня управления). В-четвертых, определение указывает не на субъективный, а на научный характер управления, которое должно базироваться на законах, закономерностях и вытекающих из них принципах управления.

Содержание управления конкурентоспособностью предприятия как экономической категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей:

) Выделение соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия. Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется не вообще, а по определенным направлениям. В зависимости от горизонта управления конкурентоспособностью можно выделить соответствующие направления обеспечения конкурентоспособности по сферам конкурентоспособности предприятия. Соответственно направлениями обеспечения конкурентоспособности предприятия являются: обеспечение внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной) конкурентоспособности предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и статьи

Анализ абсолютных показателей финансовых результатов ОАО Кизлярхлебозавод
Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли. Прибыль отражает финансовый результат от хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения доходов над расходами). Чем больше величина прибыли, ...

Анализ использования основных фондов (на примере ООО Форта)
В условиях рыночной экономики и конкуренции успешно функционируют те производители, которые эффективно используют свои ресурсы, в частности основные средства производства. Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их испол ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги