image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Управление конкурентоспособностью фирмы

Современное толкование понятия конкурентоспособности, как многофакторного экономического процесса реализации конкурентных отношений, предполагает важнейшее условие его осуществления - управление конкурентоспособностью предприятия.

При этом в немногочисленных источниках, посвященных проблематике управления конкурентоспособностью организаций (рыночных субъектов), целостное системное определение понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» отсутствует.

Только в работе Фатхутдинова Р.А. отмечается, что «составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества».

В общем случае под управлением понимается «целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, обеспечивающий наиболее эффективное выполнение задач».

Рассматривая управление конкурентоспособностью предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что, прежде всего, это управление экономическими процессами и, соответственно, складывающимися при их осуществлении специфическими экономическими отношениями (рыночными конкурентными отношениями). Соответственно объектами управления конкурентоспособностью являются конкурентные отношения, а субъектами - разноуровневые органы управления предприятием и его менеджмент.

В то же время конкурентоспособность, рассматриваемая как процесс реализации специфических экономических отношений, является категорией динамичной и целенаправленной. Данная динамика обусловлена динамикой внешних и внутренних факторов, вызываемой изменением конкурентной (рыночной) среды вследствие ее нестабильности. Поэтому факторы конкурентоспособности предприятия могут рассматриваться в своей динамике как управляемые параметры, управление которыми направлено на формирование, поддержание и развитие конкурентных преимуществ предприятия.

Тогда, сообразно вышесказанному, под управлением конкурентоспособностью предприятия будем понимать научнообоснованный и целенаправленный процесс воздействия разноуровневыми субъектами управления предприятием на конкурентные отношения, обеспечивающий эффективное решение задач формирования, поддержания и развития конкурентного преимущества.

Данное определение, во-первых, осуществляет целеполагание, т.е. четко фиксирует цель, которая должна быть достигнута субъектом управления в процессе управления конкурентоспособностью предприятия, а именно: формирование, поддержание и развитие конкурентного преимущества любого предприятия. Во-вторых, определение указывает на целевую направленность управления конкурентоспособностью предприятия. В-третьих, определение достаточно точно отвечает на вопрос, кто конкретно осуществляет управление, указывая на активную роль в этом процессе различных субъектов управления в зависимости от уровня управления (стратегического - верхнего уровня управления, тактического и оперативного - среднего и нижнего уровня управления). В-четвертых, определение указывает не на субъективный, а на научный характер управления, которое должно базироваться на законах, закономерностях и вытекающих из них принципах управления.

Содержание управления конкурентоспособностью предприятия как экономической категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей:

) Выделение соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия. Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется не вообще, а по определенным направлениям. В зависимости от горизонта управления конкурентоспособностью можно выделить соответствующие направления обеспечения конкурентоспособности по сферам конкурентоспособности предприятия. Соответственно направлениями обеспечения конкурентоспособности предприятия являются: обеспечение внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной) конкурентоспособности предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и статьи

Экономическая эффективность внедрения комбинированного тормозного стенда на участке ТО-2
В данной курсовой работе оценивается эффективность внедрения на предприятии комбинированного тормозного стенда, с целью сокращения времени, повышения качества работы. Актуальность данного организационно-технического решения состоит в том, что автотранспортные предприятия ...

Экономические взгляды И.В. Вернадского
Экономическая программа дворянского либерализма XIX в. В России отмечала экономическую неэффективность крепостного труда, его непроизводительность, невыгодность для общества: «крепостное положение препятствует развитию торговли, промышленности». Свои предложения он доказывал ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги