image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Управление конкурентоспособностью фирмы

) Выделение трех уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).

Стратегическое управление осуществляется на уровне высшего руководства предприятия и ориентируется на долгосрочные (от трех лет и более) перспективы развития предприятия. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия должно быть направлено:

во-первых, на поиск, определение и формулирование основополагающих целей обеспечения конкурентоспособности (стратегических целей). Конкурентное преимущество любого предприятия может быть признано стратегическим конкурентным преимуществом, если оно является глобальным, т.е. устойчиво во времени и привлекает широкое и постоянное внимание со стороны внешнего окружения предприятия. Возможность эффективного функционирования предприятия в данной конкурентной среде определяется наличием именно стратегических конкурентных преимуществ. Соответственно показателем, характеризующим результат стратегического управления, является показатель стратегического успеха или неуспеха деятельности предприятия.

Во-вторых, для достижения перспективных целей конкурентоспособности стратегическое управление должно быть направлено на разработку и применение соответствующих инструментов - конкурентных стратегий, т.е. определенной системы действий, также направленных на широкое и долговременное признание предприятия внешней средой и на формирование уникальных позитивных отличий данного предприятия, которые являлись бы недоступными для конкурентов в долгосрочной перспективе. При этом в силу того, что конкурентные стратегии должны обладать признаками основательности и долговременности, им должны быть присущи также признаки научной обоснованности и устойчивости.

Тактическое управление конкурентоспособностью направлено на формирование тактики обеспечения конкурентоспособности - совокупности видов, приемов и методов конкурентной борьбы, которые избирает и практически применяет предприятие против своих конкурентов и с помощью которых оно реализует свою конкурентную стратегию.

Таким образом, тактическое управление является практическим инструментом стратегического управления, т.к. одна и та же конкурентная стратегия может быть реализована с помощью разнообразных тактических приемов и их сочетаний.

Показателем тактического управления будет являться совокупность результатов, характеризующих достигнутый уровень в формировании, поддержании или развитии стратегического конкурентного преимущества за тактический конкурентный период. Тогда под тактическим конкурентным преимуществом будем понимать конкурентное преимущество, вызывающее хоть и ограниченное, но растущее внимание со стороны внешнего окружения предприятия, приобретающее устойчивость во времени и в отношении которого у конкурентов отсутствуют очевидные возможности его «нейтрализации». Именно из тактического конкурентного преимущества при осуществлении эффективного управления конкурентоспособностью необходимо вырастает стратегическое конкурентное преимущество.

На основе тактической цели формулируются и решаются тактические задачи, которыми могут быть:

- развитие того или иного направления сфер конкурентоспособности предприятия (маркетинговой или ресурсной);

- количественное и качественное наращивание и эффективное использование ресурсного потенциала предприятия;

- вхождение в различные желательные предпринимательские союзы, общества, ассоциации, коалиции, альянсы и т.д., а также выход из нежелательных;

- приобретение и накопление опыта конкурентного взаимодействия для последующего его применения против конкурентов и др.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и статьи

Экономическая политика стимулирования предложения
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. Совокупное предложение находится в зависимости от уров ...

Анализ использования трудовых ресурсов в растениеводстве
Сельское хозяйство представляет собой совокупность двух взаимосвязанных групп - отраслей: растениеводство и животноводство, для каждой из которых характерны свои особенности, специфика производства, средства и предметы труда, формы организации производства, технология, услов ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги