За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Главной причиной глубоких трансформационных процессов, присущих многим странам, являются ускоренный прогресс в сфере знаний и, как результат, постепенный переход к новой технико-экономической парадигме общественного развития. Один из основоположников современной экономической теории К. Фримен считает, что "современные изменения парадигмы можно рассматривать как движение от технологии, базирующейся главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, базирующейся преимущественно на дешевых вложениях информации, позаимствованной в успешных микроэлектронике и телекоммуникационных технологиях". Основные характеристики новой парадигмы, называющейся информационно-технологической, следующие: информация - не только средство труда, но и предмет всеобъемлющих эффектов новых технологий, их сетевая логика, гибкость процессов, организаций и институтов, обусловленная информационными технологиями, технологическая конвергенция. Все это закономерно ведет к тому, что производственные процессы и продукты во многих отраслях становятся все более сложными и высокотехнологичными. Важность научных знаний в этом процессе достаточно высока. Две ранее самостоятельные сложные системы - наука и производство - ныне являются единой большой системой с высокой интенсивностью накопления и применения новых знаний. В подобной системе участникам экономической жизни необходимо активнее учиться, поскольку растет уровень необходимых трудовых способностей. Увеличивается потребность в высококвалифицированных работниках, владеющих разносторонними навыками и имеющих высокие способности к быстрому обучению и адаптации. При этом существует необходимость не просто учиться, но и овладевать процессом обучения, каждый раз адаптироваться и созидать. Поэтому от менеджеров и наемных работников все больше требуется стремление к познанию нового, а экономика становится не такой машинно-интенсивной.
При подобном типе экономики происходят сдвиги от чисто технических навыков к интеллектуальным. Это закономерно ведет к росту роли системы образования, в результате чего возникает новое, большое и сложное объединение "наука - производство - образование", и его формирование происходит на основе описанных выше системных принципов, без уничтожения уникальности каждой из подсистем, а при их тесном взаимодействии.
Понимание сложности окружающего нас мира требует создания новых методик, методов и форм его изучения - от преимущественно аналитического, предметного до синтетического, системного видения целостной картины с соответствующими взаимосвязями и закономерностями. В научных исследованиях доминирование дисциплинарной организации на основе стабильных иерархических структур заменяется выработкой знаний с меж- и многодисциплинарным характером на базе гибких временных структур с размыванием жестких границ между разными секторами науки и практики. Современное общество нуждается в постоянном расширении и притоке новых продуктов, технологий, идей. Быстро обновляемые наукоемкие технологии требуют не обезличенных, бездушных исполнителей возле конвейера, а творчески мыслящих, активных специалистов, которые постоянно пополняют свои знания для ускоренного освоения современных техники и производственных процессов.
В результате традиционная концепция обучения и образования, базирующаяся на передаче определенной суммы знаний, умений и навыков, заменяется новой, которая выдвигает на первый план формирование активного запаса ключевых компетенций студентов на основе их самостоятельного творчества. Таким образом, учеба объединяется с производством и поисковой деятельностью, а процесс образования продолжается постоянно, в течение всей жизни человека. Это означает, что подготовка специалистов, особенно высшей квалификации, осуществляется не только на лекциях в университетских аудиториях, но и во время их практической деятельности в исследовательских подразделениях, инновационных фирмах, производящих высокотехнологичную продукцию.
Так возникли и развиваются две тенденции профессионального образования, характерные для эпохи перехода к постиндустриальному обществу: объединение всех его уровней (начального, профессионального, высшего, полного высшего, послевузовской профессиональной подготовки и переподготовки) и развитие системы многоступенчатого профессионального образования, а также создание разнообразных форм производственно-университетского обучения, когда в течение всего периода подготовки или с определенного времени специализации студенты совмещают учебу с работой в научных и производственных подразделениях университета.
Анализ абсолютных показателей финансовых результатов ОАО Кизлярхлебозавод
Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой
полученной прибыли. Прибыль отражает финансовый результат от хозяйственной
деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в случае превышения
доходов над расходами). Чем больше величина прибыли, ...
Экономическая сущность понятий сотрудничество и партнерство
Тема
реферата «Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»» по
дисциплине «Основы экономики».
Сотрудничество
и
партнерство, конечно, не только
экономические категории. Никто не запретит человеку употреблять эти слова и в
понятных ему внеэкономически ...