За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
При современной политической и экономической ситуации университеты должны активно налаживать связи с местной властью и бизнес-сообществом, причем относительно не только предложения своей интеллектуальной продукции, но и создания спроса на нее. Формировать инновационную культуру и стимулы - одна из главных задач украинских университетов как центров производства и распространения знаний. Именно вузы через свой главный продукт - квалифицированных специалистов - могут сильнее других влиять на общество, прививая определенные культуру и систему ценностей. Стремление научных и педагогических работников к профессионализму, личному совершенствованию, творческому мышлению, широте и гибкости восприятия мира - обязательное условие формирования таких же качеств у студентов.
Одним из путей профессиональной и творческой самореализации работников высшей школы может стать активизация университетского научно-инновационного предпринимательства. Открытие преподавателями и научными сотрудниками собственного дела с целью превращения своих научных идей в коммерческий, доходный, рыночный продукт и привлечение к этому студентов в качестве младшего персонала - эффективный способ объединения учебной, научной и инновационной деятельности. Особенно широкие перспективы - у молодежи, свободной от устаревших привычек и норм. Кроме того, наличие возможности для таких ученых обеспечить себе достойную жизнь за счет интеллектуального потенциала может помочь решить проблемы оттока талантов за рубеж и старения кадрового состава высшей школы.
Важным является взаимодействие науки, образования и бизнеса, украинскую формулу которого можно считать уникальной. Поэтому высказывание Маркса о превращении науки в "непосредственную производительную силу" приобретает вовсе не метафорический смысл: производство и бизнес всегда готовы к ассимиляции нового научного знания. В результате сегодняшнее открытие ученого завтра воплотится инженером в техническом изобретении, которое послезавтра бизнесмен материализует в прибыльной продукции, а затем - в части прибыли от научно-исследовательской работы, и цепочка сомкнётся, соединив науку и образование с рынком непрерывной связью. Постоянная циркуляция творческого импульса в рамках четырехугольника "образование - наука - наукоемкое производство - инновационный бизнес" - основа научно-технического прогресса, а сами его компоненты являются тремя источниками и четырьмя составляющими прогресса.
Украинское университетское образование должно иметь неразрывную связь профессиональной подготовки с конкурентоспособными научными исследованиями. Одновременно необходимо выработать систему объективных критериев оценки результативности деятельности как образовательных, так и научных организаций.
Для этого нужно обеспечить:
) большой спрос на украинское образование и науку со стороны экономики;
) открытость образования и науки обществу и признание определенных обязательств перед ним;
) международную конкурентоспособность и престиж украинского научно-образовательного сообщества.
Чтобы двигаться дальше, нужно проанализировать существующие ограничения развития этих задач и определить, какие из них носят системный или субъективный характер.
Важным инструментом повышения качества научной и образовательной деятельности является проектный подход, хорошо себя зарекомендовавший при реализации действующих государственных целевых программ и разработке новых.
Выводы
постиндустриальный университет общество обучение
В Украине целесообразно запустить национальный проект "Образование", в рамках которого предусмотреть проведение конкурсов среди инновационных университетов. Это, по нашему мнению, даст возможность не только обеспечить ускоренный переход на качественно новый уровень отечественных университетов-лидеров, но и выявить потенциал высшей школы Украины в целом (инновационные программы развития университетов должны проходить обстоятельный экспертный анализ и оценку).
По аналогии с конкурсом инновационных университетов действенным средством в научной сфере могут стать конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов. Их цель - определение реальных институтов-лидеров в научном плане, концентрация на них внимания государства, предоставление им адресной бюджетной поддержки, а также инвентаризация потенциала научных организаций, предложенного в программах развития, подаваемых на конкурс. Так, например, в России эти конкурсы обеспечили лидерам возможность для ускоренного развития благодаря оснащению самым современным оборудованием, привлечению ведущих кадров, созданию эффективного инновационного управления, расширению международных связей в России и за рубежом. Этот опыт можно использовать для модернизации экономического механизма деятельности университетов в Украине.
Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и А. Маршалла
Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в
семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить
семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться
самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для поз ...
Человеческий капитал России как потенциальный фактор устойчивого развития
Общеизвестно,
что каждый из нас стремиться иметь высокий стабильный заработок, комфортные
условия проживания, прекрасное здоровье, а также престижный социальный статус.
Всего этого человек может достичь, если он востребован обществом, то есть
обладает таким набором и уровне ...