image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономический механизм деятельности университетов

Вторая - это специалисты высокой квалификации, которые будут работать на уровне стандартов и соответствовать минимальным требованиям университетского образования. Это касается бакалавров, обученных только одному, но важному, виду творческой работы - практико-исследовательской.

Таблица 1

Специфические требования постиндустриального общества к университетскому образованию

Секторы университетского образования постиндустриального общества

Соответствующие образовательные стандарты

Соответствующие виды творческой работы, обучение которым нужно усилить

Ориентированный на науку

Наиболее высокие мировые стандарты постиндустриального общества

Научно-исследовательская работа (НИР)

Ориентированный на практику

Высокие стандарты, отвечающие статусу специалиста

Практико-исследователь-ская работа (ПИР)

В настоящее время Украина находится на этапе перехода к постиндустриальному обществу, который требует:

научно-технического и научно-управленческого прогресса (в части университетского образования - подготовка специалистов по творческой научно-исследовательской и практико-исследовательской работе);

повышения эффективности и конкурентоспособности рыночной экономики (в части университетского образования - подготовка специалистов по всем видам творческой работы);

формирования информационного и инновационного общества (в части университетского образования - подготовка специалистов по творческой информационной и практико-исследовательской работе).

Создание постиндустриального общества ставит перед университетским образованием задачи формирования новой, адекватной ему системы обучения студентов. Суть ее состоит в следующем: что необходимо сохранить из старого, а что ликвидировать. Различают два вектора приобретения нового: что нового ввести и что изменить в старом.

В XXI в. радикальные технологические, экономические, культурные сдвиги охватили все социальные институты общества. Постепенно растет роль знаний и информации в социально-экономическом развитии, что обусловливает их превращение в один из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности. Бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий позволяет с небывалой ранее скоростью распространять новые знания, перемены на рынке труда, когда наукоемкие технологии нуждаются в высококвалифицированных работниках и снижают спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Быстрыми темпами происходит глобализация мировой экономики. Все это повышает требования к университетам в плане удовлетворения социальных потребностей и побуждает их, при сохранении основной целевой ориентации, к существенной трансформации своей деятельности и организационных структур, которые должны овладевать новыми функциями.

С учетом ряда условий, среди которых и резкое увеличение стоимости полноценного образования с одновременным сокращением его государственного финансирования, одним из основных направлений решения данной задачи стала капитализация отдельных видов деятельности университетов, а именно - части образовательных услуг, прикладных НИОКР. Это нашло отражение в "концепции предпринимательского университета", которая достаточно быстро распространяется в развитых странах. Так, Европейская академическая сеть деканов (DEAN) проводит конференции, где обсуждает данную проблему; также создан Европейский консорциум инновационных университетов (ЕСШ). Однако предпринимательский университет - это все же не рыночное предприятие. Главным здесь является изменение модели организации и управления деятельностью: переход от финансирования за государственные средства к многоканальному, на основе самостоятельного поиска дополнительных средств.

Однако, по нашему мнению, не стоит сводить все разнообразие вариантов и направлений реформирования деятельности и структуры университетов в современном обществе только к капитализации в условиях дефицита государственного финансирования. Этот процесс достаточно широкий, имеет глубокие корни и в первую очередь заключается в изменении характера и распространении знаний, а также доминирующих парадигм науки и образования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации и статьи

Анализ имущества предприятия и источников его формирования
Теоретические основы анализа имущественного положения предприятия и источников формирования средств ...

Человеческий капитал России как потенциальный фактор устойчивого развития
Общеизвестно, что каждый из нас стремиться иметь высокий стабильный заработок, комфортные условия проживания, прекрасное здоровье, а также престижный социальный статус. Всего этого человек может достичь, если он востребован обществом, то есть обладает таким набором и уровне ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги