image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Экономический механизм деятельности университетов

Вторая - это специалисты высокой квалификации, которые будут работать на уровне стандартов и соответствовать минимальным требованиям университетского образования. Это касается бакалавров, обученных только одному, но важному, виду творческой работы - практико-исследовательской.

Таблица 1

Специфические требования постиндустриального общества к университетскому образованию

Секторы университетского образования постиндустриального общества

Соответствующие образовательные стандарты

Соответствующие виды творческой работы, обучение которым нужно усилить

Ориентированный на науку

Наиболее высокие мировые стандарты постиндустриального общества

Научно-исследовательская работа (НИР)

Ориентированный на практику

Высокие стандарты, отвечающие статусу специалиста

Практико-исследователь-ская работа (ПИР)

В настоящее время Украина находится на этапе перехода к постиндустриальному обществу, который требует:

научно-технического и научно-управленческого прогресса (в части университетского образования - подготовка специалистов по творческой научно-исследовательской и практико-исследовательской работе);

повышения эффективности и конкурентоспособности рыночной экономики (в части университетского образования - подготовка специалистов по всем видам творческой работы);

формирования информационного и инновационного общества (в части университетского образования - подготовка специалистов по творческой информационной и практико-исследовательской работе).

Создание постиндустриального общества ставит перед университетским образованием задачи формирования новой, адекватной ему системы обучения студентов. Суть ее состоит в следующем: что необходимо сохранить из старого, а что ликвидировать. Различают два вектора приобретения нового: что нового ввести и что изменить в старом.

В XXI в. радикальные технологические, экономические, культурные сдвиги охватили все социальные институты общества. Постепенно растет роль знаний и информации в социально-экономическом развитии, что обусловливает их превращение в один из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности. Бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий позволяет с небывалой ранее скоростью распространять новые знания, перемены на рынке труда, когда наукоемкие технологии нуждаются в высококвалифицированных работниках и снижают спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Быстрыми темпами происходит глобализация мировой экономики. Все это повышает требования к университетам в плане удовлетворения социальных потребностей и побуждает их, при сохранении основной целевой ориентации, к существенной трансформации своей деятельности и организационных структур, которые должны овладевать новыми функциями.

С учетом ряда условий, среди которых и резкое увеличение стоимости полноценного образования с одновременным сокращением его государственного финансирования, одним из основных направлений решения данной задачи стала капитализация отдельных видов деятельности университетов, а именно - части образовательных услуг, прикладных НИОКР. Это нашло отражение в "концепции предпринимательского университета", которая достаточно быстро распространяется в развитых странах. Так, Европейская академическая сеть деканов (DEAN) проводит конференции, где обсуждает данную проблему; также создан Европейский консорциум инновационных университетов (ЕСШ). Однако предпринимательский университет - это все же не рыночное предприятие. Главным здесь является изменение модели организации и управления деятельностью: переход от финансирования за государственные средства к многоканальному, на основе самостоятельного поиска дополнительных средств.

Однако, по нашему мнению, не стоит сводить все разнообразие вариантов и направлений реформирования деятельности и структуры университетов в современном обществе только к капитализации в условиях дефицита государственного финансирования. Этот процесс достаточно широкий, имеет глубокие корни и в первую очередь заключается в изменении характера и распространении знаний, а также доминирующих парадигм науки и образования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации и статьи

Экономическое обоснование создание малого предприятия акционерного типа
Темой курсовой работы является «Экономическое обоснование создания малого предприятия акционерного типа». Работа выполняется на основе исходных данных, задаваемых руководителем. Целью работы является овладение навыками экономических расчетов, закрепление теоретических зна ...

Анализ затрат на производство и реализацию продукции на примере ООО ЛоКо
В современных условиях хозяйствования одним из центральных вопросов теории и практики управления предприятием является обеспечение устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим первоочередной целью является создание условий, при которых э ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги