За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
В вузах сегодня работают около 60% всех докторов и кандидатов наук, однако и здесь наблюдается превышение объема экспорта технологий над импортом. Поэтому ныне основная задача - реформировать этот мощный интеллектуальный капитал, способный приносить его владельцам реальный доход, который позволит существенно улучшить деятельность и повысить конкурентоспособность украинских университетов.
Одними из путей решения этой задачи являются улучшение качества подготовки специалистов на основе повышения роли университетской науки, использование ее результатов для совершенствования образования и разработки новой высокотехнологичной продукции, реальная интеграция образования, науки и инновационной деятельности в пределах университета. Это позволит: повысить уровень обучения студентов благодаря усвоенным теоретическим знаниям и приобретению ими исследовательских, инновационно-предпринимательских навыков; поднять статус профессорско-преподавательского состава за счет капитализации их интеллектуальных разработок, а на полученные от этого средства - улучшить материально-техническую базу преподавания и научных исследований; использовать производственную базу предприятий, которые сотрудничают с университетом в учебных и исследовательских целях; в целом повысить престиж университета не только как поставщика квалифицированных кадров, но и как разработчика высоких технологий.
Подобный вариант развития распространен сегодня за рубежом (примером могут быть Стэнфордский и Массачусетский университеты и др.); это реально и в украинских условиях, несмотря на многие сложности и несогласованность в действующем законодательстве. Правительством были приняты стратегические решения об укреплении ресурсной базы вузов, в том числе путем создания университетских комплексов и исследовательских университетов.
Главным в понятии "университетский комплекс", на наш взгляд, является процесс интеграции, который лежит в его основе, причем интеграции не только по уровню образования, но и по сферам деятельности - учебной, научной, инновационной. Последнее логично предполагает тесное взаимодействие университетов не только с другими заведениями общего и профессионального образования, но и с промышленными предприятиями своего и других регионов. Такие партнерские связи могут развиваться в плане подготовки кадров, НИОКР, создания и выпуска инновационной наукоемкой продукции. На основе тесного партнерства возникают реальные учебно-научные, инновационные университетские комплексы - в форме как одного юридического лица (если инновационное предприятие входит в состав университета в качестве его структурного подразделения), так и ассоциации юридических лиц (если университет играет роль центра, вокруг которого объединяются промышленные предприятия и бизнес-структуры, нуждающиеся в квалифицированных специалистах, новых технологиях и разработках)4. В результате многолетних усилий ряда университетов в Украине уже появилось несколько крупных учебно-научно-производственных университетских комплексов, которые объединяют как учебные заведения разного уровня (институты, колледжи, лицеи, структуры послевузовского и дополнительного образования), так и малые и средние инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, технопарки, исследовательские и проектные организации, объекты инновационной инфраструктуры. Среди таких университетов и академий можно назвать Криворожский учебно-научно-производственный университетский комплекс, ГУНУ "Академия финансового управления Министерства финансов Украины", Киевский национальный торгово-экономический университет, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Национальный университет биоресурсов и природопользования. Процесс объединения начался недавно, поэтому говорить о его эффективности пока что мы не можем.
В отношении исследовательских университетов можно сказать, что определенные шаги уже сделаны. В 2007 г. Кабинетом Министров Украины была утверждена Государственная целевая научно-техническая и социальная программа "Наука в университетах" на 2008-2012 гг., которая предусматривала создание 5 исследовательских университетов и определяла объемы их финансирования. Главная задача, которая ставилась перед ними, - повышение качества образования на базе интеграции учебной, научной, инновационной деятельности, сосредоточение всех этапов инновационного цикла в рамках контролируемых университетами инновационных структур (что сократит время разработки, снизит расходы и увеличит рентабельность деятельности), консолидация усилий университетов, региональной власти, заинтересованных предприятий и организаций по активизации инновационной деятельности в регионах. Популистскими решениями предыдущего правительства статус исследовательских предоставлен 11 университетам, но при этом не определены критерии данного статуса и механизм финансирования. Как результат, в их состав попали университеты, которые элементарно не имеют качественного кадрового обеспечения.
Анализ источников формирования капитала организации
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем
мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки
были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там,
где существовало соперничество, оно не было с ...
Амортизация в экономике и способы ее расчета
За последнее время все основные средства всех
сфер производства морально и физически устарели, поэтому рассмотрение вопроса
учета амортизации основных средств сегодня как никогда актуально. Значимость
курсовой работы обусловлена поиском оптимальной концепции амортизации для
...