image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала

С целью решения всех вышеперечисленных проблем, в рамках национальных проектов наше государство проводит активную политику в сфере образования. И нужно сказать, в этой сфере сделано достаточно много в направлении выравнивания образовательных возможностей:

.Общее среднее образование стало обязательным, и бесплатным Самая детальная информация лечение острого бронхита на сайте.

. Контрактникам - бесплатное высшее. Важным положительным шагом должен стать известный законопроект о предоставлении контрактникам, отслужившим полный срок, права на бюджетное высшее образование в сочетании с бесплатной довузовской подготовкой.

. Надбавки классным руководителям. Безусловно, заслуживает поддержки и, более того, давно «перезрело» введение дополнительного денежного вознаграждения за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов.

. Надбавки за ученые степени. Одним из последствий акции протеста, которую интеллигенция проводила 12 октября 2005 г., стало согласие «партии власти» выделить около 3,5 млрд. руб. на увеличение надбавок за ученые степени кандидата и доктора наук.

. Стандарт на образовательные условия.

В сфере образования наметилось несколько положительных тенденций, причем они касаются как государственной политики, так и поведения населения. Во-первых, образование стало доступнее. Переход от школы к вузу к концу 1990-х стал очень серьезным социальным барьером, но сегодня в результате введения ЕГЭ и системы федеральных предметных олимпиад этот барьер почти полностью разрушен - его стало дешевле преодолеть. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2002 году на поступление в вуз семьи тратили $1 млрд. и в 2007 году, все еще тратили $1 млрд. хотя, учитывая общий рост ресурсов и цен в этой сфере, могли бы тратить вдвое больше. Во-вторых, на лицо улучшение информационного обеспечения. Выросла роль интернета, заметно лучше стали библиотеки, причем даже в средних провинциальных вузах. Это создает предпосылки для того, чтобы вкладывать средства в повышение качества преподавания: без достаточных информационных ресурсов это просто не имело смысла.

Однако многие вопросы остались нерешенными. Самое главное, что за последние восемь лет, несмотря на вливания средств, не изменилось положение учителей и преподавателей: уровень оплаты труда работников образования как составлял 60-70% от средней зарплаты по России, так и составляет. Правда, с учетом "дополнительных доходов" учителя и преподаватели получают несколько больше - примерно 150% от средней зарплаты по стране. Но достичь такого уровня дохода возможно только за счет коррупции или подработки в ущерб основной деятельности.

А это означает, что качество образования постоянно ухудшается. Особенно это заметно в школе, десятилетиями накапливавшей негативный опыт. В конечном счете, это оказывает заметное влияние на экономику. Сегодня люди выходят из системы образования менее готовыми к социальной жизни, чем восемь лет назад.

В профессиональном образовании за последние восемь лет также принципиальных изменений к лучшему не произошло.

Отметить можно разве что начавшуюся стихийную приватизацию отрасли: предприятия, которые не получают от учреждений профобразования нормальных работников, начинают создавать у себя центры обучения или брать существующие ПТУ под свой контроль. За последние три года тенденция усилилась: предприятия сокращают контакты с государственной системой профобразования. В результате два года назад российские предприятия тратили на обучение или переподготовку своих сотрудников около 450 млрд. руб.- эта сумма сопоставима с расходами государства в данной сфере. Вот только в развитых странах государство тратит на профобразование примерно в три раза больше, чем компании, а значит, российский бизнес несет дополнительные издержки по сравнению со своими конкурентами.

Оценкой российской политики в сфере образования могут служить данные статистики, отражающие место страны в мировой образовательной системе. По охвату населения высшим образованием Россия занимала на 2005 год 11 место, т. е. входила в первую группу стран, где высшее образование имеют не менее 15 процентов населения (см Приложение А ). Также Россия имеет один из самых высоких индексов образования - 0,96 .Страна занимает 2 место по доле студентов среди населения, уступая лишь США (см. Приложение Б). Все это говорит о стремлении людей получить высшее образование, о достаточно высоком интеллектуальном потенциале российского населения, о его перспективности и конкурентоспособности на мировом рынке. Однако хочется отметить один странный момент. Дело в том что, все страны входящие в I группу по хвату населения высшим образованием и имеющие индекс образования 0,94-0,99 являются богатыми. У 10 из 13 стран доход на душу населения составляет более 30000$, в то время как в России он в 3 раза меньше. Это может свидетельствовать о том, что в нашей стране человеческий капитал пока не является определяющим фактором экономики, о его нерациональном использовании. Это еще раз говорит, что рынок предложения труда не в полной мере удовлетворяет спрос, а это порождает весь тот комплекс проблем который существует на данный момент в России. Пока нынешние меры предпринимаемые государством еще не принесли должных плодов, а политика прошлого носила явно непоследовательный характер. Соответственно государству целесообразно поставить вопрос о перераспределении человеческих ресурсов на российском рынке труда, о контроле со стороны государства над процессом соответствия предложению труда спроса на него.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации и статьи

Анализ деятельности ООО Продукты
Целью практики является: практическое закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы по специальности. Задачи работы тесно связаны с поставленной целью: Применение теорет ...

Анализ деятельности предприятия сферы ресторанного бизнеса кафе Лейпциг
кафе организация обслуживание труд Данная практика проходила на предприятии сферы ресторанного бизнеса в кафе «Лейпциг» Практика проходила в рамках учебно-методических указаний по прохождению профессионально-производственной практики, в связи с чем основной целью данной прак ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги