image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала

человеческий капитал государство благосостояние

Так как в процессе нашего исследования мы часто сталкивались с проблемами образования, то считаем целесообразным вынести вопрос его роли в отдельный раздел. Образование, на наш взгляд, является непосредственным и самым важным фактором в формировании человеческого капитала. Именно социальный институт, создаваемый системой образования, различными учебными заведениями (от начальных до высших) предназначен для отбора, сохранения, репродуцирования, распространения, тиражирования и широкого проникновения в массовое сознание профессиональных знаний, научных теорий и культурных ценностей.

Образование играет главную роль в создании условий для экономического роста. При этом следует учитывать, что переход промышленно-развитых стран к постиндустриальному обществу ведет к максимально быстрой смене промышленных и информационных технологий, а это требует постоянной подготовки и переподготовки специалистов, т.е. непрерывного образования.

Повышение уровня подготовленности работника неизбежно влечет за собой рост производительности труда. Существует три основных направления воздействия образования на производительность труда:

) образование делает более продуктивным труд каждого человека: оно либо увеличивает производительность труда на данном рабочем месте, либо делает работника способным к такому труду, результаты которого представляют большую ценность и поэтому оплачиваются выше. Следовательно, чем лучше подготовлена рабочая сила, тем выше должен быть средний уровень производительности труда в экономике.

) образование развивает в человеке предприимчивость и предпринимательские навыки. В западной экономической литературе это явление получило определение «распределительный эффект образования». Оно означает, что образование повышает восприимчивость к новым научным идеям и техническим разработкам, вследствие чего укорачивается временной лаг между открытием и его широким использованием. Сокращая путь от открытия до его практического применения, образование повышает общественную производительность труда, стимулирует экономический рост.

) образование может увеличивать не только скорость, с которой распространяются открытия, но и укорачивает время их появления.

Вклад образования в экономический рост рассматривается по трем основным направлениям:. оно обеспечивает работнику получение уже накопленных знаний,. содействует приобретению человеком новых знаний (увеличивает объем и качество человеческого капитала),. способствует производству новых знаний.

В результате проведенных европейскими учеными многочисленных исследований был сделан вывод о том, что существует инвестиционный механизм влияния образования на заработную плату. Суммарное воздействие всех факторов на уровень доходов, за исключением образования, оценивается в 40 %. Остальные 60 % приходится на влияние собственно образования.

Необходимо учитывать и роль образования как важнейшего фактора духовной жизни, способствующего формированию социальной стабильности. Первое высшее образование для детей рассматривается в последнее время как необходимое условие для будущего вхождения в средний класс. Сознательно или подсознательно люди начинают понимать, что оплата образовательных услуг является долгосрочной инвестицией в собственный человеческий капитал. Инвестицией конечно, достаточно рискованной, т.к. немедленного роста дохода после окончания учебного заведения никто гарантировать не может, но потенциально очень высокодоходной.

Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование рабочей силы, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. Например, в США рост образованности нации обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая, что расходуется на образование 6-7% от ВВП, видно, что инвестиции в образование являются высокоэффективными.

Государственное участие в сфере образования проявляется не только явно но и носит косвенный характер. Рычагами косвенного регулирования являются субсидии. С помощью субсидий государство получает возможность стимулировать преимущественное развитие тех форм, видов и методов обучения и научной деятельности, которые оно считает наиболее важными и перспективными. Этот опыт участия государства в формировании рабочей силы является достаточно интересным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации и статьи

Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и А. Маршалла
Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для поз ...

Анализ ассортимента выпускаемой продукции
Современная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу предприятия. С его помощью в ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги