image

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала

Новая экономика - новые реалии, все это несет как новые веяния, так и новые проблемы. В Российской системе сформировался комплекс проблем относительно формирования качественной рабочей силы, а это тормозит развитие экономики и подрывает стратегическое положение страны в мировой экономической системе. Корень зла таится в недалеком прошлом Российского государства, когда страна только вступила в новый политический режим

С конца 80-х годов в России, в связи с переходом на новый демократический строй произошел перелом во всех социальных сферах жизни общества, в том числе и в образовании. С одной стороны образование стало более доступным. Возможность обучаться по выбранной специальности предоставляется всем, с тем лишь отличием, что государство финансирует лишь часть мест в вузах. В условиях социально-политического кризиса уменьшились затраты государства на образование. В этот период всё более остро ощущалось несоответствие школы социальным, культурным, образовательным потребностям, результатов обучения и воспитания провозглашённым высоким целям образования. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к учёбе, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков. Учёные и педагоги-практики характеризуют состояние образования с конца 80-х годов как кризисное. Причём уже в середине 90-х годов отмечалось, что кризис образования "приобрёл необратимый, постоянно длящийся характер, стал новым состоянием системы образования России". Причем последствия этого кризиса мы ощущаем и сейчас.

В настоящем недостаточность кадров, обладающих необходимой квалификацией и опытом работы, называется работодателями в качестве одной из основных причин незаполняемости вакансий и простоя оборудования. Следствием этого становится конкуренция за необходимых им работников, обострение которой подталкивает работодателей к смене приоритетов в кадровой политике, использованию современных стратегий кадрового менеджмента. Некоторые стали привлекать рабочую силу из окрестных сел, использовать для поиска интернет, а 7% предприятий сами готовят для себя необходимый персонал. И, тем не менее, проблема кадров пока остается весьма актуальной. Для ее смягчения необходим комплекс регулирующих мер в рамках социального партнерства. Очевидно, что рыночный механизм не в состоянии ”автоматически” сбалансировать рынок труда.

По мнению Дмитрия Чернейко, доктора экономических наук, руководителя ДФГСЗН по Санкт-Петербургу, большая системная ошибка нынешнего профессионального образования, в том, что главным критерием является государственный профессиональный образовательный стандарт. «Это нонсенс. Не может государство единолично устанавливать этот стандарт. Как минимум оно должно вырабатывать его совместно с работодателем. А поскольку этого не происходит, каждый вуз, образно говоря, стремится в никуда: человека готовят на соответствие абсолютно абстрактным требованиям, которые ни сегодня, ни завтра работодателю, то бишь производству, не нужны. Посмотрите, сколько людей работают по специальности. Думаю, не более 15-20%. Закономерно спросить: зачем их учат тому, что им потом не понадобится?».

Специфичность проблемы подготовки человеческих ресурсов России заключается в том, что налицо демографическая проблема в стране - количество населения сокращается, при этом, потребность в квалифицированной рабочей силе неуклонно растет.

Для конкурентоспособности на рынке труда, сейчас, зачастую, уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области: требуются знания в смежных областях, второе, третье высшее образование. Помимо опыта работы и других требований необходимым условием является сочетание базового образования в области специализации компании-работодателя (например: строительство, телекоммуникации, химия, транспорт) с дипломом одной из ведущих бизнес - школ.

Недоиспользование кадрового потенциала, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, недостаточное регулирование трудовой миграции приводят к вынужденной безработице профессионально подготовленных, но невостребованных кадров. Причем наиболее уязвимыми с точки зрения перспектив трудоустройства оказываются лица, занимающиеся преимущественно умственным трудом, управленцы среднего звена, научные и инженерно-технические сотрудники, представители специальностей бюджетной сферы. Низкий уровень доходов этой части населения побуждает их искать дополнительные источники средств к существованию, смене вида деятельности. Однако переквалификация очень часто сопровождается понижением в занимаемой должности, потерями в заработке, и главное - дополнительными государственными расходами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации и статьи

Экономическая эффективность производства продукции растениеводства в условиях КФХ Куприн Ростовская область Сальский район
Сущность и значение растениеводства, производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции Растениеводство - основная отрасль сельского хозяйства. Продукция растениеводства имеет огромное экономическое значение для жизни людей, являясь предметом личного потребления ...

Анализ использования основных средств предприятия (на примере ООО Росинтер Ресторантс)
Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Суммарная стоимость средств труда и аналогичного имущества составляет основные фонды организации. Основн ...

Меню сайта

Экономика качества

Приведение затрат к единой базе

Экономика организации

Оборотные средства предприятия

Экономика производства

Регулирование инвестиций

Экономическая теория

Модели спроса на деньги